Най, Осип


Осип Най (англ. Joseph Nye, Osip Nye, ? — 1737) — английский и русский кораблестроитель первой трети XVIII века.

Во время пребывания Петра в Англии на русского царя большое впечатление произвело знакомство с образованным английским моряком — адмиралом лордом Крамартеном, который обладал солидной эрудицией в теории и практике кораблестроения. Именно по его совету Пётр подробно изучил образцовую в Англии Королевскую верфь в Дептфорде (вблизи Лондона). Английский адмирал познакомил русского царя с несколькими лучшими её кораблестроителями. Особенно пришлись по душе Петру трое из них — Джон Ден, Осип Най и более молодой Ричард Козенц. Царь часто и подолгу беседовал с ними, слушал их рассказы и объяснения. Вскоре он убедился, что все трое англичан не только опытные и теоретически подготовленные специалисты, но и весьма добросовестные люди. Русский царь уговаривал их хотя бы временно перейти на русскую службу. Обычно скуповатый на расход казённых средств, Пётр пообещал им высокие денежные оклады, а также чины и звания. Ему удалось добиться от Дена и Ная согласия временно поступить на русскую службу, а Козенц обещал подумать о предложении царя. Не желая терять дорогого времени, Пётр тут же заключил с Деном и Наем контракт, а затем, не дожидаясь своего возвращения в Россию, отправил их весной 1698 г. туда через Нарву в сопровождении Лукьяна Верещагина.

Осипу Наю и Джону Дену очень импонировала кипучая энергия и увлечённость русского царя. Оставив на время свои семьи в Англии, они отбыли в далёкую и неведомую Россию. Пётр же видел в этих двух иностранцах не только наёмных кораблестроителей, но и своих консультантов и советчиков по строительству русских кораблей.

Первое, на что по прибытии в Россию обратили внимание оба английских кораблестроителя — это отсутствие какой-либо единой кораблестроительной терминологии. Наряду с древними русскими терминами бытовали голландские, венецианские, греческие и иные, отчего происходила несусветная путаница, тормозившая строение судов. Оба англичанина при поддержке Петра сразу же начали настойчиво внедрять в русскую практику английскую кораблестроительную терминологию, которая в то время была наиболее чёткой и совершенной.

Ден и Най в первые же дни пребывания в Воронеже начали готовить к закладке на местной верфи первые свои корабли. Однако одному из них — Джону Дену так и не довелось принять непосредственного участия в постройке судов в России. В январе 1699 года, находясь в Москве по служебным делам, он в результате приступа грудной жабы внезапно скончался и был там же похоронен.