Направляемый автобус


Направля́емый авто́бус (англ. guided bus), или шпу́рбус (нем. Spurbus) — вид общественного транспорта, при котором транспортное средство (автобус, троллейбус, дуобус, в последних двух случаях для обозначения также используются комбинированные термины шпуртролле́йбус или шпурдуо́бус) автоматически удерживается на траектории своего движения по маршруту специальными направляющими (иногда в виде рельсов, реже — оптическими или магнитными системами). Полоса движения направляемого автобуса отделена от остального транспорта. Направляемый автобус призван соединить достоинства автобуса (троллейбуса) и трамвая. В настоящее время направляемые автобусы наиболее активно развиваются во Франции.

Эта система была разработана в Германии в 1970-х годах компанией «Мерседес-Бенц». Развитие проекта поддерживало федеральное правительство. Первоначальной целью было обеспечение возможности безаварийной эксплуатации автобусов (троллейбусов) в тоннелях узкого габарита.

Система с направляющими колёсиками позволяет использовать обыкновенные автобусы, при этом процесс их переоборудования не очень сложен. Система чисто механическая, без сложных и потенциально ненадёжных электронных и компьютерных компонентов.

Полоса движения такого автобуса с обеих сторон ограничена вертикальными направляющими, представляющими собой нечто вроде металлического бордюра. Установленные на автобусе направляющие ролики, будучи прижатыми к направляющим, корректируют через рулевую систему курс автобуса. За пределами оборудованной таким образом полосы направляемый экипаж управляется водителем как обычный автобус. Необходимость устраивать продольные направляющие вдоль трассы затрудняет строительство трасс направляемого автобуса такого типа в городах.

В Эссене шпурдуобусы использовались в одном тоннеле с трамваем с начала 1980-х годов до 1998 года, когда эксплуатация их была прекращена вследствие многочисленных проблем технического свойства. В Маннгейме в течение долгого времени трасса направляемого автобуса на протяжении нескольких сотен метров была совмещена с трамвайной линией. Эта ситуация существовала с мая 1992 года до сентября 2005 года. В сентябре 2005 года автобусы, оборудованные направляющими колёсиками, были списаны по старости, в то время как новые автобусы этой системой не оборудовались.

Сейчас направляемые автобусы этой системы наиболее распространены в Великобритании. Там трассы таких автобусов имеются в следующих городах: