Нараяна


Нарáяна (санскр. नारायण; IAST: Nārāyaṇa) — один из образов и имен Вишну, олицетворяющий космическую реальность, включающую в себя множество миров, которые рождаются и пребывают в нём, а также возвращаются обратно после разрушения вселенной. Нараяна предстаёт универсумом бесчисленных вселенных. Материальные и духовные миры, полубоги и живые существа — все вращаются «на гончарном кругу времени» вокруг бессмертного неподвижного Нараяны. Со времён бхагаватизма именуется «Бхагаваном», то есть «Владыкой», «Подателем благ», «Наделяющим счастливой долей», «Щедрым», «Милостивым»[1]. Некоторые индологи полагают, что Нараяна, возможно, является аборигенным (не арийским) по происхождению божеством[2]. От культа Нараяны в вайшнавизм пришла символика космического универсализма[1].

В древнеиндийском сборнике религиозно-нравственных и правовых предписаний под названием «Законы Ману» (Ману-смрити) приведено первое и, возможно, самое раннее объяснение имени Нараяны. В нём находит отражение связь Нараяны с водной стихией. Перед творением он пребывает в причинных водах, погружённый в сон, откуда возникает его имя «Тот, чья обитель — воды»[3]:

Воды называются «нара», ибо воды — действительно порождение Нараяны; они — первое местопребывание его, поэтому он именуется Нараяной.

Елена Блаватская в «Теософском словаре» переводила имя Нараяны как «движущегося над Водами» пространства. По её выражению, Нараяна является титулом Вишну в его аспекте Святого Духа, движущегося над Водами Творения. В эзотерическом символизме это означает первичное проявление принципа жизни, распространяющегося в беспредельном Пространстве[4].

Имя Нараяна входит в Вишну-сахасранаму (1000 имён Вишну). В Панчаратре считается одной из 24 канонических форм Вишну, через которую он себя являет. Сопровождающим женским аспектом Нараяны является Лакшми в форме Канти (IAST: Kānti)[5].