Бхагаватизм


Бхагаватизм (англ. Bhagavatism, санскр. भागवत, IAST: Bhägavatism), известный так же как Бхагавата-сампрадая (англ. Bhagavata sampradaya) — древняя вайшнавская теологическая традиция, возникшая в период между упадком ведической религии и расцветом зрелого вайшнавизма (возникновения философии вишишта-адвайты). Термин часто используется как синоним вайшнавизма[1], хотя и предполагает его раннюю форму[2].

Бхагаватизм представляет собой самую раннюю религиозную традицию, в которой положено начало преданного поклонения (бхакти) в индуизме в целом и в современном вайшнавизме (поклонение Вишну) в частности. В основе бхагаватизма лежит вера и поклонение персонифицированному божеству; привержены традиции могли его называть по-разному: Вишну, Васудева, Кришна, Хари или Нараяна. В этом понимании некоторые учёные полагают, что бхагаватизм необходимо трактовать широко и классифицировать его по объектам поклонения. Например, Вишну-бхагаватизм, Шива-бхагаватизм, Шакти-бхагаватизм, Будда-бхагаватизм и даже Христос-бхагаватизм[3].

В последующем развитие традиции привело к формированию школы «экантика-дхарма» (ekantika-dharma), то есть поклонения единственному божеству (монотеизм). Брахманы в период доминирования бхагаватизма предпочитали ведические жертвоприношения (они сохранились в традиции вайкханаса), однако в последующем стали осуждать ведические жертвы и аскезы и перешли к простым ритуалам и культивированию любви к объекту своего поклонения (бхакти-йога)[4].

Ранняя вайшнавская теологическая традиция названа по имени Бхагавата (Bhagavat) или Бхагавана (Bhagavan). Это санскритское слово, означающее «Господь» или «Владыка». Слово состоит из основы bhaga- и суффикса — vat/vant/vän, означающего обладание чем-либо. Слово bhaga связано с корнем bhaj («делить», «наделять», «быть сопричастным», «обладать», «наслаждаться», «любить», «чтить», «служить») и само, среди прочего, может значить «участь [счастливая]», «доля», «[счастливый] удел», «счастье», «благо», «красота», «любовь» и т. д. В Ведах Бхагаван является эпитетом при именах богов. Впоследствии термин стал использоваться в качестве почтительного обращения к богам, божественным существам и почитаемым людям. В вайшнавской традиции Бхагаван стало одно из имен-эпитетов Вишну и Кришны[5].