Народная кадриль


Наро́дная кадри́ль (деревенская, крестьянская, или просто кадриль, кадрель, бытовой танец[1], городской бытовой танец[2], городской бытовой лёгкий парный танец[3], парный танец[4], танец[5]) — вид народного танца восточных славян и балтов, для которого характерно определённое построение и чёткое разделение на пары и фигуры.

«Городские танцы» (кадриль, ланцет, ойра, полька-бабочка, па-дё-катр, па-д-эспань, краковяк) считались «лёгкими» и были особенно популярны в деревнях, где было сильно влияние города[6].

Собственно народная кадриль произошла от одноимённого французского салонного танца и очень быстро стала популярной среди горожан, а затем и крестьян. Танец претерпел изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались. Народная кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из хороводов и плясок. В танце принимает участие обычно чётное количество пар, при этом их количество не ограничено. Нередко кадрили исполняются под частушки, которые поются всеми исполнителями одновременно, либо по очереди. В кадрили каждая фигура отделяется от следующей музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами. Танец стал настолько популярен в народе, что под этим термином подразумевают вообще все парные и не только парные танцы позднего городского происхождения.

Со временем танцевать парами кадриль (кадрить) стало настолько популярным среди молодёжи, что под словом «кадрить» стали подразумевать «добиваться расположения к себе партнера в ходе танца», «знакомиться, сближаться, склонять к взаимности, флиртовать» (сначала в процессе танца, а потом и без него)[7][8].

В России танец появился в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I. 26 ноября 1718 года был издан указ о введении ассамблей. Основным развлечением на ассамблеях были танцы. Кавалеры могли приглашать на танец любую из присутствующих дам. Отказываться от приглашения было не принято.

Постепенно «крепостные слуги русских дворян перенесли форму кадрили и некоторые фигуры этого танца в родные деревни и сёла и, переделав его на свой лад, приспособили к своим вкусам»[9]. Больше всего распространилась кадриль в России в больших торговых городах, где были приезжие иностранцы: Петербург, Москва, Ярославль, Самара, Нижний Новгород. Знакомство с новым танцем происходило на основе рассказа приезжих, крепостных слуг, служащих людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца. Весь XIX век кадриль была очень популярна в русском городском быту. В русской крестьянской среде кадриль распространилась с середины XIX века, особенно широко — с конца 1890-х, и бытовала до 70-х годов XX века. В деревнях кадрили танцевали, как и хороводы, в сопровождении песен. С 1920–30-х годов песни стали вытесняться наигрышами на гармошке[10].