Наутилус (торговый центр)


Торговый центр «Наутилиус» — московский торговый центр, построенный в 1998—1999 годах по проекту архитектора Алексея Воронцова, характерный пример лужковского стиля в архитектуре. Здание расположено в Тверском районе Центрального административного округа по адресу Никольская улица, 25.

Исторически на месте современного торгового центра находилась Часовня Пантелеимона Целителя, возведённая в 1881—1883 годах для списка иконы Божией Матери «Скоропослушницы» и других святынь, переданных в Москву из монастыря Святого Пантелеимона на Афоне в 1886 году. Часовня была построена на земле, переданной монастырю почётным гражданином Иваном Сушкиным, по проекту архитектора Александра Каминского. Часовня работала до 1932 года и в 1934 году была снесена вместе с Китайгородской стеной, церковью Троицы Живоначальной в Полях и храмом Владимирской Божией Матери[2][3].

На месте снесённой часовни остался пустырь, который постепенно превратился в небольшой сквер со скамейками. К пустырю от здания Московского печатного двора в 1934 году был перенесён памятник Ивану Фёдорову, издателю первой точно датированной книги в Русском царстве[4]. Пустырь сохранился до 1990-х годов, и многие горожане предлагали отказаться от его застройки, чтобы впоследствии восстановить разрушенную часовню. Но в 1997—1998 годах памятник Фёдорову сдвинули к гостинице «Метрополь», а на пустыре был возведён торговый центр по проекту Алексея Воронцова — заместителя главного архитектора Москвы и, по утверждению блогера, урбаниста и основателя фонда «Городские проекты» Ильи Варламова, друга Юрия Лужкова[5][6].

6-этажный «Наутилус» стал объектом критики в профессиональной среде сразу после открытия. Хотя в годы строительства Воронцов был заместителем председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы (ведомства, которое ратует за сохранение исторической градостроительной среды), здание оказалось инородно окружающей застройке. На Лубянскую площадь здание вышло округлой башней-эркером и своеобразным капитанским мостиком из массивных металлических конструкций на крупных болтах; просторным аркадам «Детского мира» торговый центр «вторит» перерубленными пополам остеклёнными арками, над которыми нависает массивный остеклённый эркер с эскалаторами внутри[7].

По оценке архитектурного критика Григория Ревзина, здание «Наутилуса» издевается над окружающими постройками и нарушает все архитектурные принципы: «всё, что в доме должно быть прямым, сделано косо, всё, что ровным — выпирает, что непрерывным — разорвано». Помимо «мостика», к морской тематике в архитектуре торгового центра отсылают окна в форме иллюминаторов или парусов корабля, а напоминанием о русском модерне, отражающем дореволюционное благополучие и экономический рост Китай-города, служит мозаичный декор на фасаде. Здание «Наутилуса» стало примером лужковского стиля в архитектуре, для которого характерны заимствования из других архитектурных стилей, украшательство и имитация «настоящих» материалов[7][8][9].