Театр имени Янки Купалы


Национальный академический театр имени Янки Купалы (белор. Нацыянальны акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы) (Минск, Белоруссия) — старейший[1] театр Беларуси. Основан в 1890 году как Минский городской театр, в 1920 году на его базе создан Белорусский государственный театр.

После пожара 1887 года, который уничтожил бывший городской театр Минска, минский губернатор Николáй Николáевич Трубецкой выступил на заседании городской думы с инициативой о проекте нового здания театра[2].

Здание театра[белор.] было построено в 1890 году по проекту архитекторов Константина Введенского и Короля Козловского[белор.]. Главный фасад театра выходит на площадь, образованную пересечением улицы Карла Маркса (Подгорная) и улицы Энгельса (Петропавловская)[3].

В 1917 году в здании Минского городского театра проходил Второй съезд армий Западного фронта[4]. В том же году в здании прошёл Первый Всебелорусский съезд[5], в феврале 1919 года — Первый Всебелорусский съезд, в июне 1944 года — Второй Всебелорусский съезд.

14 сентября 1920 года состоялось открытие в Минске Белорусского государственного театра. Белорусский государственный театр стал преемником Первого общества белорусской драмы и комедии.

Коллектив вновь созданного Белорусского государственного театра сложился из актеров Общества, возглавил его тот же художественный руководитель — Флориан Жданович (1884—1937). В своем творчестве Ф. Жданович много внимания уделял постановкам белорусских пьес. Подавляющая часть репертуара в сезоне 1920/1921 состояла из спектаклей, поставленных уже Первым обществом белорусской драмы и комедии. Это спектакли «Паўлінка» и «Раскіданае гняздо» Я. Купалы, «Антось Лата» Я. Коласа, «Сягодняшнія і даўнейшыя» К. Буйло, «Модны шляхцюк» К. Каганца, «Апошняе спатканне» В. Голубка и др. Как режиссер Ф. Жданович опирался на традиции белорусского народного театра, широко вводил в структуру сценических произведений музыку, песни и танцы. Однако театр работал в очень сложных условиях имея доступ к сцене только два дня в неделю. Часто приходилось выступать в минских клубах и на местах производства, а после ездить на гастроли — сначала в окрестные деревни и городки, а потом в такие города как Витебск, Полоцк, Бобруйск и Орша.