Национал-католицизм


Национал-католицизм (исп. nacionalcatolicismo[3]) — составная часть идеологической идентичности франкизма как политической системы, посредством которой испанский диктатор Франсиско Франко управлял Испанией в период с 1939 по 1975 год[4]. Его наиболее заметным проявлением была гегемония католической церкви во всех аспектах общественной и частной жизни[4]. Как символ идеологических разногласий внутри франкизма, его можно противопоставить национал-синдикализму (исп. nacionalsindicalismo), важнейшему компоненту идеологии и политической практики фалангистов. Также, национал-католицизм был частью идеологической идентичности ряда других диктаторских режимов, таких как португальское «Новое государство» Антониу ди Салазара (1933—1974) и Независимое государство Хорватия Анте Павелича (1941—1945).

В случае с диктатурой Франко режим пытался добиться не «исключительного отождествления католицизма и испанской нации», но, скорее, стремился «установить идентичность между католической религией и конкретным политическим режимом, интерпретируя, что только франкизм олицетворял испанскую нацию, исключая тех, кто составлял „анти-Испанию“»[5]

Изобретение термина «национал-католицизм» приписывают севильскому канонику Хосе Марии Гонсалесу Руису[6][7], который в интервью французскому журналу иронически обыграл схожесть национал-синдикализма, официальной идеологией режима Франко, и немецкого национал-социализма. Термин приобрёл научный характер благодаря иезуиту и историку Альфонсо Альваресу Боладо, который посвятил ему несколько статей, вошедших в сборник «El experimento del nacionalcatolicismo, 1939-1975», опубликованный в 1976 году издательством Cuadernos para el Diálogo[8][9], ранее этот термин использовался более неформально.

Историк Альфонсо Ботти считает, что термин скорее всего, был придуман во время Гражданской войны в Испании «идеологами католического фалангизма и церковными защитниками религиозной реставрации», но признает, что его происхождение «всё ещё неясно и до начала шестидесятых годов он использовался очень редко»[10]. По его мнению, «очевидна аналогия с определениями национал-социализма и национал-синдикализма»[10][11].