Нацистский оккультизм в популярной культуре


В послевоенной литературе, склонной к сенсациям и работающей в темах оккультизма и теорий заговора[1], популярна идея, что нацизм был сформирован и прямо руководился оккультными силами с 1920 по 1945 годы. Происхождение этого мифа связано не с ариософией, а с послевоенным ажиотажем на тему нацизма. Быстрота роста нацизма, его радикализм и бесчеловечность воспринимаются многими как сверхъестественный эпизод современной истории. Таинственный образ движения поддерживают популярные литературные произведения, изображающие военные преступления, тайные послевоенные нацистские организации, появление Гитлера спустя много лет после его смерти. В этих рамках популярна идея, что национал-социализм был прямо связан с оккультизмом. Спекулятивная история основывается на скудных доказательствах и произвольных ассоциациях. Коллекционируются знаки отличия и сувениры Третьего Рейха, крайне правыми группами и различными религиозными культами заимствуется форма нацистов и их церемониал[2]. В популярной культуре часто утверждается, что беглые нацистские лидеры стремятся посредством заговора создать Четвёртый рейх[3].

Историк Николас Гудрик-Кларк выделяет направление популярной литературы и культуры в целом «нацистские тайны» (англ. Nazi Mysteries), в рамках которого нацизм мистифицируется и романтизируется, изображаясь как неогностическая религия, связанная с теософией, тайными центрами в Тибете, культовыми ритуалами и атрибутами чёрной магии. Базовый для этого направления французский бестселлер «Утро магов» (1960), переведённый на многие иностранные языки, используется многочисленной популярной литературой, изданной в Великобритании, Франции и США и связывающей Гитлера и нацистов с секретными обществами, оккультизмом и магией[3]. Начиная с 1960 года во многих популярных изданиях нацизм представлен как результат действия сверхъестественных и демонических сил. Утверждается, что нацизм не мог иметь только социально-экономических причин[2]