Арманизм


Ариософия (нем. Ariosophie) или арманизм (нем. Armanenschaft) — эзотерическое расистское этнонационалистическое учение, созданное австрийскими оккультистами Гвидо фон Листом и Йоргом Ланцем фон Либенфельсом в Австрии между 1890 и 1930 годами. В работах ариософов описывается доисторический «арийский» золотой век, когда мудрые хранители знания основывались на оккультно-расовых учениях и управляли «расово-чистым» обществом. Утверждается, что существует враждебный заговор антинемецких сил, включающий все «неарийские» расы, евреев и христианскую церковь и стремящийся к разрушению идеального «арийского» немецкого мира путём освобождения «неарийской» черни для установления фальшивого равенства незаконнорождённых (представителей «неарийских» рас). История, включая войны, экономические кризисы, политическую неопределённость и ослабление власти немецкого начала, рассматривается как результат расовых смешений[1]. Учение оказало некоторое влияние на идеологию национал-социализма[1].

Учение имело последователей в Австрии и Германии. Оккультизм в доктринах ариософов имел важное значение сакрального оправдания крайней политической позиции и фундаментального неприятия действительности, включая социально-экономический прогресс. Ариософы стремились предсказать и оправдать «грядущую эру» немецкого мирового порядка. Для противостояния «испорченному» расовым смешением современному миру ариософы создали большое число мелких кружков и тайных религиозных обществ, которые ставили целью возродить «утраченное» эзотерическое знание и расовые достоинства древних германцев, создать новую всенемецкую империю[1].

Учение соединило национализм, антилиберализм, культурный пессимизм и расизм[1] и было основано на псевдонаучных идеях об «арийской» чистоте и мистическом единстве духа и тела[2]. На него оказали влияние немецкое националистическое движение фёлькише, теософия Елены Блаватской, австрийское движение пангерманизма, социальный дарвинизм и его расистские выводы[1].

Термин «ариософия» может использоваться в общем для описания «арийских» / эзотерических учений подмножества фёлькише[3].

Ариософы характеризуются как культурные пессимисты. Учение связано с разочарованием немецких националистов в Габсбургской империи Австро-Венгрии в конце XIX века. На мышление ариософов существенно влияли стремительные урбанизация и индустриализация, конфликт славянских и немецких интересов в рамках многонационального государства Австро-Венгрии, католицизм, формирование австрийского движения пангерманизма во главе с Георгом фон Шонерером, идеи социального дарвинизма и расистские выводы последнего[1]. Авторы учения негативно воспринимали ускорение социальных изменений, особенно вызванные промышленной революцией и имевшим место, с их точки зрения, отсутствием сплочённости немецкого народа, усугубляемым «иностранным» влиянием, таким как католицизм[2].