Недарим


«Недарим» (мн. ч., др.-евр.‎נדרים‎‏‎, nedarim — «обеты»)[1] — трактат в Мишне, Тосефте, Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, в разделе «Нашим» («Женщины»). Трактат содержит законы об исполнении обетов (недарим[en]) и освобождении от них[1]. В раздел «Нашим», посвящённый семейному праву, этот трактат помещён на том основании, что, согласно Торе, женщина при известных условиях может быть освобождена от обетов своим отцом или мужем[2].

Обетам, то есть, добровольно налагаемым на себя обязательствам ради избавления от болезней, неурожая, стихийных бедствий и в других трудных ситуациях, придавалось огромное значение с древнейших времён. Неисполнение обета считалось тягчайшим грехом и внушало религиозный ужас. В Библии приводятся примеры обетов:

И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие [на них и] на города их. Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на города их и нарек имя месту тому: Хорма.

Известны также обеты, данные Иеффаем (Суд. 11:30—40) и Анной, матерью пророка Самуила (1Цар. 1). Моисеев закон, закрепляет исполнение обетов на законодательном уровне: