Неделя (мифология)


Неде́ля (св. Неделька, св. Анастасия[1], ст.‑слав. недѣля) — в народной традиции славян персонификация воскресенья, как дня недели[2]. Соотносится со святой Анастасией (у болгар — и со святой Кириакией[3]). С почитанием Недели связаны запреты на различные виды работ (ср. происхождение славянского неделя от не делать).

В древнерусских поучениях против язычества («Слово о твари и дни рекомом неделе» и «Слово св. Григория... како первое погани суще языци кланялися идолом»), говорится, что почитать следует не изображение Недели в виде «болвана», не день недели как таковой, а «Христово воскресение»[4].

На формирование народного культа святой Недели оказал влияние также переводной апокриф «Епистолия Иисуса Христа о неделе». Согласно апокрифу, в Риме или в Иерусалиме с неба падает камень, в котором обнаруживается «свиток». В нём от имени Христа предписывается жить праведно и чтить воскресный день (неделю), так как в этот день свершилось много знаменательных событий: Благовещение, Крещение Христа и Его Воскресение, в этот же день совершится Страшный суд. В заключение говорится, что не поверивший «писанию» будет проклят и обречён на муки. При этом, польские и юго-западно-русские списки апокрифа, опирающиеся на западно-европейскую редакцию, содержат упоминание только о почитании Недели, в то время как великорусские списки апокрифа, восходящие к византийскому протографу, наряду с Неделей упоминают в качестве почитаемых дней также среду и пятницу как дни, «которыми земля стоит». Сюжет апокрифа отразился в украинском и белорусском фольклоре, в русских духовных стихах. Помимо апокрифических сочинений, на народное почитание Недели оказал влияние культ святой Анастасией (греч. άναστασία ― «воскресенье»)[2].

Среди святых жён Параскева и Анастасия были на Руси особенно почитаемы. Их парные изображения наиболее часто встречаются в иконописи Новгорода. В культах мучениц много общего. Обе святые ассоциировались в народной традиции с образом Богородицы, евангельскими событиями (Анастасия — с "Рождеством Христовым", Параскева — "Распятием"), обе покровительствуют дням недели: Анастасия — воскресению, Параскева — пятнице. По народным поверьям считались покровительницами женского труда, почитались как целительницы. Иногда они наделялись одними и теми же иконографическими признаками. Обычно Параскева представлялась облаченной в красный мафорий, но изредка в красном изображалась и Анастасия. В почитании Анастасии её роль как целительницы акцентирована сильнее. Поэтому она чаще, чем Параскева, изображается держащей сосуд с лекарством. Ей молились женщины, ждущие появления ребенка.