Неокреационизм


Неокреациониз́м — псевдонаучное движение, целью которого является переформулировать креационизм в терминах, более приемлемых для общественности, политиков, педагогов и научного сообщества, то есть в нерелигиозных терминах и без апелляций к Священному Писанию. Это происходит в ответ на постановление Верховного суда США от 1987 года по делу Эдвардс против Агиллара, что креационизм по своей сути является религиозной концепцией и что защита его как правильного или точного в учебных программах государственных школ нарушает Учредительный пункт Первой поправки[1][2].

Одно из главных утверждений неокреационизма состоит в том, что якобы объективная ортодоксальная наука, основанная на натурализме, на самом деле является догматически атеистической религией[3]. Его сторонники утверждают, что научный метод исключает определённые объяснения явлений, особенно там, где они указывают на сверхъестественные элементы, тем самым эффективно исключая религиозное понимание из вклада в понимание Вселенной. Это приводит к открытой и часто враждебной оппозиции тому, что неокреационисты называют «дарвинизмом», под которым они обычно подразумевают эволюцию, но который они могут расширить, включив в него такие концепции, как абиогенез, эволюция звёзд и теория Большого взрыва.

Известные неокреационистские организации включают Институт Дискавери и его Центр Науки и Культуры. Неокреационистам ещё предстоит установить признанную линию законных научных исследований, и на 2015 год не имеют научной и академической легитимности даже среди многих преподавателей евангельских христианских колледжей[4]. Юджини Скотт и другие критики считают неокреационизм наиболее успешной формой иррационализма[2]. Основная форма неокреационизма — разумный замысел[5]. Иногда постулировалась вторая форма, теория резкого появления[2], которая утверждает, что первая жизнь и вселенная возникли внезапно, а растения и животные появились внезапно в сложной форме[6][7].

Неокреационистское движение мотивировано опасением, что религия подвергнется нападкам со стороны изучения эволюции[8][9][10]. Аргумент, общий для неокреационистских оправданий, состоит в том, что общество пострадало от «разрушительных культурных последствий»[11][12][13] принятия материализма и что наука является причиной этого распада в материализм, поскольку наука ищет только естественные объяснения. Они считают, что теория эволюции подразумевает, что люди не имеют духовной природы, моральной цели и внутреннего смысла, и, таким образом, принятие эволюции обесценивает человеческую жизнь[14], что прямо ведёт к зверствам, совершённым, например, гитлеровским нацистским режимом[15][16]. Сторонники движения стремятся «победить материалистическое мировоззрение», представленное теорией эволюции, в пользу «науки, созвучной христианским и теистическим убеждениям»[13]. Филип Э. Джонсон  (англ.), «отец» движения за разумный замысел, заявляет, что цель движения — «подтвердить реальность Бога»[17].