Неофеодализм


Неофеодализм («новый феодализм») — в общем смысле современное возрождение феодальных политик управления, хозяйствования и общественной жизни[1].

Теоретический аспект неофеодализма имеет связь с концепциями циклизма социально-исторического процесса[2]. Идеи о возможном возвращении средневековой иерархии ценностей нашли своё отражение в работе Н. А. Бердяева «Новое средневековье»[3].

Иммануил Валлерстайн в 1992 году при формулировании трёх возможных сценариев глобального развития один из них назвал неофеодализмом и описал как автаркичные регионы с местными иерархиями и поддержанием достаточно высокого уровня технологий для элиты.[4] Неофеодализм объединяет насильственные методы феодализма с эксплуататорством капитализма.[5] При буржуазной ориентированности для него характерны внеэкономическое принуждение и насильственное насаждение власти,[6] разрыв внешнеэкономических связей, переход власти к органам насилия и принуждения. Возможно — укладом жизни, основанном на малых коллективах, компактной и мобильной инфраструктуре[7][8].

Максим Калашников в своей книге «Вперед в СССР-2» применяет данный термин к гипотетическим будущим государствам, которые, по его мнению, образуются на территории современных стран запада с развитыми экономиками из закрытых территориальных образований, на основе транснациональных корпораций, с собственными военизированными охранными организациями (наподобие регулярной армии), с собственными, отделенными от остального мира заграждением жилыми зонами, собственной независимой инфраструктурой и обеспечением. Подобные, принадлежащие частным лицам или корпорациям, зоны уже есть в экваториальных широтах на частных островах (включая плавучие). Эти «технополисы» и «островки рая», использующие последние технологии и достижения науки и техники, по замыслу автора будут окружены территориями с бедным населением без доступа к качественным благам.[9]

В частности, неофеодализмом некоторые авторы называли советский строй[10][11]. С. Г. Кара-Мурза назвал советский социализм ветвью феодализма[12].

И. В. Павловский считает, что есть сходство и в истории современной России, где подобно тому, как феодалы получали земельные наделы у монарха, так олигархия получает от президента крупные активы.[13]