Не тронь меня (линейный корабль, 1725)


«Не тронь меня», «Не тронь», «Не касайся меня», или «Нолиметаньере» (от лат. Noli me tangere) — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, находившийся в составе флота с 1725 по 1736 или 1739 год, один из кораблей типа «Санкт-Михаил». В течение службы большую часть времени находился в портах Ревеля и Кронштадта, однако также принимал участие в плаваниях и учениях флота, в том числе в 1725 году был флагманским кораблём эскадры Томаса Сандерса.

Представитель серии парусных линейных кораблей типа «Санкт-Михаил». Корабли этого типа строились с 1721 по 1729 год в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Всего в рамках серии было построено 4 линейных корабля[комм. 1]. Длина корабля по сведениям из различных источников составляла 43,3—43,31 метра[комм. 2], ширина — 11,6—11,8 метра[комм. 3], а осадка — 5 метров[комм. 4]. Вооружение судна составляли 54 орудия, включавшие восемнадцати-, восьми- и четырёхфунтовых пушки, а экипаж состоял из 360 человек[2][3][4].

В качестве гальюнной фигуры на корабле был установлен поясной скульптурный портрет Петра I, который в 1724 году был заказан скульптору Бартоломео Растрелли[5].

Линейный корабль был заложен на стапеле Санкт-Петербургского адмиралтейства 15 (26) октября 1722 года и после спуска на воду 25 апреля (6 мая1725 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер в ранге капитан-командора Р. Броун[3][4][6][7]. Первоначально корабль получил наименование «Варахаилом», однако по личному распоряжению императрицы от 26 апреля (7 мая) был переименован в честь известного евангельского сюжета, описывающего первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине[комм. 5], в «Не тронь меня» или «Нолиметаньере» (от лат. Noli me tangere)[комм. 6][10].

26 апреля (7 мая) на корабль были определены 100 матросов из кронштадтской эскадры, в тот же день ряд матросов и унтер-офицеров из ранее определённых в экипаж были назначены для получения мачт и такелажа. На следующий день 27 апреля (8 мая) также началась комплектация трёх галер для проводки корабля с верфи в Кронштадт[11].