Низшая мифология


Ни́зшая мифоло́гия — сфера мифологических представлений, относящихся к персонажам, которые не имеют божественного статуса, демонам и духам, и противопоставляются высшим богам и официальному культу. Эта оппозиция особенно выражена в мировых религиях[1][2].

Термин был введён немецким этнографом В. Маннгардтом (нем.), который первым выполнил специальное исследование этой мифологии. Маннгардт наиболее подробно изучил представления о духах, связанных с урожаем и о более широкой категории, духах растительности, олицетворяющих годовой цикл умирающей и воскресающей растительности. В. Вундт считал, что представления о «демонах растительности» являются промежуточной ступенью между доземледельческим «тотемическим культом» и развитыми культами богов. Дж. Фрэзер рассматривал таких богов, как Аттис, Адонис, Осирис, Дионис как связанных через переходные стадии с образом умирающего и воскресающего духа растительности[1].

На раннем этапе развития мифологических представлений учёные предполагают существование мифологического фетишизма, в рамках которого вещи и явления одушевлялись, на них переносились социальные функции. Демоническое существо вовсе не отделялось от предмета, в котором оно, как считалось, обитало. Позднее, в результате развития производящего хозяйства мифология перешла к анимизму, когда «идея» вещи и магическая сила демона начали отделяться от самой вещи. Первоначальный анимизм включал представление о демоне как силе, определяющей судьбу человека, злой или реже благодетельной. У Гомера имеется много примеров безымённого, безликого, внезапно действующего и страшного демона. Об этой мгновенно возникающей и так же мгновенно уходящей роковой силе человек не имеет никакого представления, не может назвать её по имени и не может вступить с ней в общение. В дальнейшем возникают представления о демонах отдельных вещей, событий, имеющих разную силу воздействия. В развитом анимизме трансформация демона или бога ведёт к его антропоморфизму, очеловечиванию[3].

Мифология может расслаиваться в связи с социальным делением общества. Формируются сказания и поэмы о богах и героях, считающихся предками аристократических родов. Также в замкнутых корпорациях жрецов может разрабатываться особая жреческая мифология. Оба типа мифологий представляют собой высшую, зачастую официальную мифологию. В народных верованиях дольше сохранялась низшая мифология, характеризуемая как более грубая и непосредственная, но наиболее устойчивая. В фольклоре и поверьях народов Европы сохранилась именно низшая мифология, тогда как высшая почти полностью исчезла и лишь частично соединилась с образами христианских святых[4].

Персонажи низшей мифологии часто принимают активное участие в жизни людей, встречаются с ними, превращаются в людей и др., поэтому во многих мифологиях эти персонажи имеют большее значение, чем божества, действовавшие, как правило в мифическое время первотворения.