Никон Метаноит


Никон Метаноит (греч. Νίκων ὁ Μετανοείτε, Никон Кающийся; ок. 930[1]—998[2][3]) — ромейский монах, странствующий проповедник и православный святой[4][5].

Возможно, наиболее заметным историческим влиянием Никона, по словам историка Эндрю Лаута, было «Житие Никона», биография Никона, написанная после его смерти преемником игумена в его монастыре, пролившая свет на повторную христианизацию отвоёванных частей Восточной Римской империи[6]. Особенностью книги является упоминание населённых пунктов Крита и центральной части материковой Греции. Никон представлен в книге как монах-миссионер, который постоянно проповедовал, а не постоянно молился[7].

Никон, грек по происхождению, родился в Понте (современный северо-восток Турции) или в Аргосе[4][5][8]. В молодости Никон отправился в монастырь, известный как Хрисопетра («Золотой камень»), расположенный на границе Понта и Пафлагонии. Он провёл там двенадцать лет, ведя аскетическую жизнь в молитвах и покаянии, настолько экстремальную, что его братья пытались убедить его ослабить свой режим. Его настоятель, впечатлённый его духовными встречами и обеспокоенный тем, что недавно посетивший монаха отец отвлечёт его от аскетической жизни, послал Никона в мир проповедовать.

После своего отъезда он путешествовал по Анатолии и проповедовал о покаянии в течение трёх лет, прежде чем отправиться дальше. После изгнания арабов с Крита в 961 году Никифором Фокой он стал проповедником-миссионером на острове, изо всех сил пытался вернуть обратно в христианство недавно обращенных в ислам людей. Этот район был мусульманским эмиратом с 820-х годов, и за это время христианство в здесь ослабло, многие бывшие христиане обратились в ислам. Даже те, кто оставался верным христианству, несколько утратили связь с живыми традициями, церкви и монастыри пришли в упадок. Люди в этом регионе, как следует из биографии Никона, были не мусульманами, а скорее христианами, испорченными «временем и долгим общением с сарацинами». Никон был вынужден изменить свою тактику на Крите, теперь ему приходилось использовать свой ум, чтобы вести своих слушателей к покаянию, а не просто проповедовать весть о покаянии. Именно там он получил прозвище метаноит (греч. «кающийся/раскаивающийся») за привычку использовать его в качестве предисловия ко всем своим проповедям[6].