Никритин, Соломон Борисович


Соломо́н Бори́сович Никри́тин (30 ноября [12 декабря] 1898, Чернигов — 3 декабря 1965[1], Москва) — советский художник, критик и теоретик искусства, представитель направления русского авангарда в ранних работах.

Родился в Чернигове в семье зубного врача, еврей. Учился в Киевском художественном училище и студии А. Мурашко (19091914), частной школе Л. О. Пастернака в Москве, мастерской А. Е. Яковлева в Петрограде.

В 1917 вернулся в Киев, посещал школу-студию Александры Александровны Экстер. В 1920-м году участвует в конкурсе на лучший военно-политический плакат для Красной Армии и получает вторую премию. В этом же году участвует в оформлении балетной постановки Бр. Нижинской. Летом 1920-го, в связи с наступлением на Киев польско-украинских войск, эвакуировался в Харьков, где по счастливому стечению обстоятельств, вместе с художником К. Редько они показали свои работы А. В. Луначарскому. Нарком снабдил их рекомендательными письмами в Москву для продолжения образования, во ВХУТЕМАСе.

К 1922 сформулировал новое направление искусства «Проекционизм» и основал «Проекционный театр», основанный на идеях биомеханики. К 1924 в группу «проекционистов» входили: Климент Редько, Сергей Лучишкин, Александр Тышлер, Михаил Плаксин, Николай Тряскин. Группа ярко выступила на «Первой Дискуссионной выставке активного революционного искусства» в Москве (1924).

В начале 1920-х годов Никритин завоевал в Москве первую премию на конкурсе проектов оформления Красной площади к Третьему конгрессу Коминтерна.

Работает над разработкой и созданием программы нового аналитического искусствознания. В 1925 Никритин официально назначен руководителем «Аналитического кабинета» Музея живописной культуры в Москве, работает в этой должности вплоть до его закрытия в 1929.