Нирнзее, Эрнст-Рихард Карлович


Эрнст-Рихард (Эрнест Ришард) Карлович Нирнзее (также Нирензее или Нирнзе; 31 марта 1873[1], Вязьма — 6 мая 1934, Варшава[2]) — московский архитектор и предприниматель-домовладелец. Автор знаменитых «тучерезов», «домов Нирнзее» — первых «небоскрёбов» Москвы, перешагнувших отметку в 8 этажей.

Биография Нирнзее мало изучена. Неизвестны и его достоверные фотографии. В полицейском деле 1909 года Э. К. Нирнзее описан следующим образом: «…лет 27—30, среднего роста, среднего телосложения, светлый блондин, лицо полное, брови светлые, нос обыкновенный, борода светлая буланже, усы средние, походка ровная, тип русский»[3]. По предположению В. А. Бессонова, Нирнзее может быть изображён на групповой фотографии 1913 г. «Участники автопробега Ярославль — Москва»[4]

Из австрийского рода, переселившегося в Польшу; отец — Карл Анджей Нирнзее, мать — полька Марианна Людвика Стржижевская.

В 1898 году Эрнст Нирнзее приехал в Москву из Варшавы вместе со старшим братом Карлом. Карл открыл слесарно-механическое предприятие, а Эрнст, по образованию инженер-строитель, — строительную контору в собственном доме братьев в Курбатовском переулке. В 1900 году Эрнст Нирнзее окончил строительные курсы М. К. Приорова и в том же году получил разрешение Техническо-строительного комитета МВД на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части. Подписывал работы как техник архитектуры[5][6][7]. Не имея собственного стиля, приспосабливался к требованиям времени — сначала к эклектике, затем к модерну, неоклассицизму и неорусскому стилю. Дома Нирнзее построены в центральной части Москвы — районах Тверской и Тверских-Ямских улиц, на Земляному Валу; практически все постройки — доходные дома.

Наиболее известная постройка, собственно «Дом Нирнзее» в Большом Гнездниковском переулке, доминировала над Пушкинской площадью и Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, в первом этаже обитал театр-кабаре «Летучая мышь», а на крыше располагалось кафе и летний кинотеатр. Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов. Керамические панно выполнил А. Я. Головин. Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время как фасад относят к неоклассицизму.

Состоял членом Московского автомобильного общества, участвовал в одном из первых автопробегов Москва-Ярославль-Москва (1913); стал одним из лидеров гонки[8][9].