Новая ратуша (Выборг)


Новая ратуша — здание на Соборной площади Выборга, где в XIX — первой половине XX века заседали органы местного самоуправления, перемещённые из здания Старой ратуши. После перестройки здание ратуши приспособлено под кинотеатр.

В 1795—1797 годах на площади напротив Спасо-Преображенского собора российскими властями было построено новое здание городского общества в стиле классицизма. В здании по понедельникам заседал городской совет, состоявший из двух председателей и четырёх членов, по одному от каждого сословия.

Первоначально предполагалось возведение на площади архитектурного ансамбля, включавшего и здание присутственных мест. Однако вместо присутственных мест были построены казармы, и административно-судебные учреждения (магистрат) на некоторое время разместились в здании городского общества, которое стали называть ратушей. По проекту архитектора А. Ф. Гранштедта[фин.] в 1832—1843 годах к ратуше был пристроен «дом собраний» с гостиницей, рестораном и актовым залом. Здания для общественных собраний такого типа (Societetshus или Seurahuone) в 19 веке строились во многих шведских и финских городах для проведения официальных мероприятий, праздников, торжественных обедов и великосветских балов. Центральная часть «дома собраний» выделялась ризалитом, треугольным фронтоном и дорическим портиком. Изначально здание было двухэтажным только в центральной части, однако было надстроено в 1871 году по проекту архитектора В. Э. Босина. Интерьеры были отделаны в «помпеянском стиле».

В 1865 году здание ратуши было надстроено по проекту архитектора И. Иогансона. После реконструкции его внешний вид стал более привлекательным. Рустованный фасад с балконом был украшен акротериями. Центральная часть композиции на главном фасаде выделялась пятью высокими окнами большого парадного зала в стиле рококо, занимавшего пространство двух верхних этажей. Из вестибюля, где на высоком постаменте была установлена бронзовая статуя женщины в античных одеждах со светильником в руках, посетители по лестнице с оригинальными перилами попадали в парадный зал, в котором проводились не только деловые собрания, но и концерты. Стена зала была украшена картиной «Сказительница Параскева» по мотивам «Калевалы».