Новогодняя марка


Нового́дняя ма́рка — красочная почтовая марка с новогодним сюжетом рисунка и новогодними поздравлениями, традиционно выпускаемая в некоторых странах к Новому году и предназначенная для оплаты открыток, писем и бандеролей, пересылаемых в предновогодний и посленовогодний периоды.

Почтовые ведомства многих стран мира выпускают красочные почтовые марки в связи с празднованием Нового года. Причем выходить они могут не только в конце декабря, но и в другие месяцы года, что связано с различиями в календарях, принятых в той или иной стране[1].

Впервые идея выпустить специальную новогоднюю марку пришла в голову почтмейстеру Дании Эйнару Холбеллу в 1904 году. Первая выпущенная в Дании новогодняя марка не имела номинала и предназначалась не для оплаты почтового сбора, а для новогодних поздравлений. Популярность таких марок постепенно росла, и до сих пор они выпускаются в некоторых скандинавских странах. Характерные сюжеты: зимние пейзажи, рождественские ёлки, лыжники, катающиеся на санках дети, снеговики и другие символы зимы и новогоднего праздника.

Почтовые марки на новогоднюю тему с номиналом появились значительно позднее: вначале это были новогодние надпечатки на обычных марках, например марка Парагвая 1931 года.

С 1935 года новогодние марки стали печатать в Японии: первоначально для оплаты поздравительных открыток[англ.][2]. На первой такой марке розово-карминового цвета (Sc #222) была изображена гора Фудзи. Марка применялась на новогодних открытках[англ.] в период с 1 по 31 декабря 1935 года, а с 1 января 1936 года использовалась для оплаты обычных писем. Аналогичными — и в том же цвете — были выпуски 1936 и 1937 годов (Sc #234, 256).

Эта традиция возобновилась после Второй мировой войны. В 1948 году была выпущена специальная почтовая марка карминово-красного цвета (Yt #404; Sc #424), посвящённая празднованию Нового года, с изображением ребёнка, играющего в ханэцуки[англ.] (яп. 羽根突き)[3]. С этого же года новогодние выпуски стали выходить в Японии регулярно[1].