Норвежская литература


Норвежская литература — литература на норвежском языке, либо написанная норвежскими авторами (на букмоле и новонорвежском языках).

История норвежской литературы восходит ко временам языческой эддической и скальдической поэзии (IX—X века). К наиболее значимым памятникам дохристианской норвежской литературы и письменности относятся рунические надписи на камнях, которые использовались в языческих богослужениях. Древнейшие скандинавские литературные памятники «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда» в равной степени имеют отношение к истории норвежской, исландской и датской литературы[1].

С XIV по XIX век в литературе Норвегии был так называемый тёмный период. Рождённые в Норвегии писатели (например, Людвиг Хольберг) внесли свой вклад в литературу Дании и других смежных стран. С проявлением национализма и борьбы за независимость в начале XIX века в норвежской литературе обозначился новый период. Драматург Генрик Вергеланн являлся наиболее значимой фигурой этого этапа, а работы Генрика Ибсена позволили литературе Норвегии занять достойное место в западноевропейской литературе. В XX веке наиболее значимыми представителями литературы Норвегии были два нобелевских лауреата — Кнут Гамсун и Сигрид Унсет.

Наиболее значимыми памятниками дохристианской норвежской литературы и письменности считаются рунические надписи на камнях. Рунические камни использовались в языческих богослужениях. Известно более 1500 таких памятников в Норвегии, систематизированных и описанных норвежским рунологом А. Листёлем[2]. На многих из них надписи наносились по часовой стрелке, как, например, на камне, обнаруженном в 1870 году в Вестфолле. Но и с введением христианства традиция установки рунических камней продолжалась. Гранаволленский рунический камень[en], например, был установлен в память о некоем брате Ауфе. Надпись заканчивается словами молитвы о его душе, понятии, появившемся после принятия христианства. С приходом христианства около 1000 года Норвегия налаживает контакт со другими европейскими культурами.

От древнейшей норвежской литературы осталось мало памятников, однако судить о наследии можно, например, по древнеисландским литературным памятникам, созданным переселенцами из Норвегии и принесённым в Исландию. Корни их уходят в песни мифологического и героического содержания, а также в саги. В этот период древнеисландская и норвежская литературы развивались в тесном взаимодействии[1]. Так, наиболее известные исландские скальды и историографы подолгу жили в Норвегии (Снорри Стурлусон). Среди зачинателей скальдической поэзии были такие норвежцы, как Браги Боддасон (IX век), и др. До наших дней дошли висы Боддасона — древнейшие скальдические стихи — представлявшие собой хвалебные песни в честь норвежских конунгов.