Норд-Экспресс


Норд-Экспресс (Nord-Express, Nord Express) — фирменный поезд, который в течение более 100 лет соединял Париж с Россией, позднее с Польшей и странами Скандинавии. Его расцвет пришёлся на период перед Первой мировой войной.

«Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов» (Compagnie Internationale des Wagons-Lits), основанное в 1872 г. в Бельгии, разрабатывало проекты соединения европейских столиц фирменными поездами. Одной из целей компании было создание трансконтинентальной линии между Санкт-Петербургом и Лиссабоном с возможностью пересадки на трансатлантические лайнеры. Однако эта концепция не была реализована. Было создано два отдельных маршрута: Sud Express от Лиссабона до Парижа и, с началом летнего расписания 9 мая 1896 г., Норд-Экспресс от Остенде/Парижа до Санкт-Петербурга.

Для функционирования Норд-Экспресса CIWL была вынуждена заключить договоры с 14 железнодорожными администрациями, в том числе прусской, а также с паромной переправой между Дувром и Остенде. Управление осуществляла Королевская железнодорожная дирекция Берлина (Königliche Eisenbahndirektion Berlin), так как большую часть маршрута (1419 км) проходила по линиям Прусских государственных железных дорог. В Германии поезд имел номер L11/12.

В период своего расцвета перед Первой мировой войной Норд-Экспресс функционировал как элитарный фирменный поезд, который соединял Париж и Остенде (с возможностью пересадки до Лондона) через Брюссель, Кёльн, Ганновер, Берлин, далее по Прусской Восточной железной дороге и Петербургско-Варшавской железной дороге с Санкт-Петербургом (был предусмотрен беспересадочный вагон до Риги). Использовались специально сконструированные, характерные темно-коричневые вагоны. Сначала поезд курсировал еженедельно, с весны 1897 г. дважды в неделю и с конца 1899 г. ежедневно. После 1900 г. поезд к западу от Берлина курсировал ежедневно. На восток от Берлина поезд курсировал дважды в неделю в направлении Санкт-Петербурга и Риги и один раз в неделю в направлении Варшавы через Бентшен, Позен и Торн[1][2]. В Петербурге прибывал на Варшавский вокзал.

Из-за различия в ширине колеи беспересадочное сообщение между Российской империей и Западной Европой было невозможно. Поэтому был учрежден маршрут Санкт-Петербург-Эйдткунен. В Эйдткунене на той же платформе пассажиры пересаживались на поезд в направлении Парижа, составленный из аналогичных вагонов. Точно так же происходило на русской пограничной станции Вержболово. Оба пограничных вокзала, находившиеся на расстоянии всего в 2 км, были оборудованы путями как с русской, так и с европейской колеей. Поезд обычно состоял из багажного вагона, вагона-ресторана и четырёх спальных вагонов. В Двинске до 1914 г. существовала стыковка с беспересадочным вагоном, следовавшим по Транссибирской железной дороге вплоть до Китая.