Норис, Ася


Ася Норис (итал. Assia Noris; 16 февраля 1912, Санкт-Петербург, Россия — 27 января 1998, Сан-Ремо, Лигурия, Италия) — итальянская актриса театра и кино.

Дочь российского немца и украинки (отец — поручик Николай Карлович Герцфельд, в Италии представлявшийся бароном и присвоивший предикат «фон»[1]; мать — Мария Герцфельд, в девичестве — Продяйко[2]). Анастасия приехала с родителями после Октябрьской революции во Францию и выросла в Ницце, где и окончила школу. В 1929 году Анастасия отправилась в Италию, где стала брать уроки актёрского мастерства и вышла замуж за итальянца Гаэтано Ассиа (Gaetano Assia)[3]. Её творческий псевдоним возник из уменьшительной формы собственного имени Анастасия — Ася (которое транскрибируется во Франции как Assia) и редкого совпадения имени с фамилией мужа.

Дебютировала на большом экране в 1932 году исполнением небольшой роли в комедии Марио Боннара «Трое мужчин во фраках», но известности добилась в середине 1930-х годов благодаря фильмам режиссёра Марио Камерини, ставшего впоследствии очередным супругом актрисы (состояли в браке с 1940 по 1943 год). В его комедиях, вписывавшихся в модное тогда в итальянском кинематографе направление «Кино белых телефонов» актриса выступала зачастую в ролях наивных молодых девушек, любви которых добиваются опытные сердцееды. Её партнёрами по фильмам тех лет были тогда молодой, но уже популярный в Италии Витторио Де Сика (например в «Дам миллион», 1937, или «Но это несерьезно», 1937) и не менее известный Амедео Надзари (как в комедии «Сто тысяч долларов», 1940). Способность актрисы интерпретировать до совершенства характер своих героинь — один из элементов успеха кинолент с её участием, таких как «Синьор Макс» (1937), «Универсальные магазины» (1939, в обоих фильмах режиссёр — Марио Камерини, партнёр — Витторио Де Сика), где Норис покоряет зрителей своей экзотической красотой и элегантным стилем, став одной из кинодив итальянского кино тридцатых годов.

Успеху актрисы способствовали фильмы начала 1940-х годов — «Дора Нельсон» (1940, реж. Марио Сольдати), «История одной любви» (1942, реж. Марио Камерини) и «Выстрел» (1942, по А. С. Пушкину, реж. Ренато Кастеллани), — где она доказала свою способность играть сложные драматические роли. Однако с окончанием Второй мировой войны и наступлением прогрессивного направления в итальянском киноискусстве — неореализма — звезда Аси Норис быстро закатилась, хотя одним из пятерых её мужей был одно время и главный представитель неореализма Роберто Росселлини.

Позже уехала в Египет, где снялась в нескольких фильмах («Амина», режиссёр Гоффредо Алессандрини, 1951, и др.). В 1962 году возвратилась в Италию и с большим успехом сыграла заглавную роль в фильме «Селестина» (1964), создав сатирический образ «ультрасовременной» женщины-бизнесмена.