Росселлини, Роберто


Робе́рто Росселли́ни (итал. Roberto Rossellini; 8 мая 1906[1][2][…], Рим, Королевство Италия[3] — 3 июня 1977[1][2][…], Рим[4]) — итальянский кинорежиссёр, который положил начало неореализму в кино «военной трилогией», состоящей из фильмов «Рим — открытый город» (1945), «Пайза» (1946) и «Германия, год нулевой» (1948).

Родился в Риме в семье преуспевающего архитектора. Отец Росселлини построил первый кинотеатр в Риме, и в детстве Роберто имел неограниченный бесплатный пропуск в кино. В молодости пробовал себя во многих профессиях, имеющих отношение к созданию кинофильмов, и приобрёл большой опыт в различных областях и на различных этапах кинопроизводства. Брат Роберто — Ренцо Росселлини — написал музыку ко многим его фильмам.

Во время Второй мировой войны Росселлини находился в сложном положении. С одной стороны, благодаря протекции своего старого знакомого Витторио Муссолини он продолжал работать в официальной киноиндустрии, с другой — тайно снимал ручной камерой антифашистские репортажи. В 1938 году снял первый документальный, в 1941-м — первый художественный фильм. На исходе войны фактически без сценария и с актёрами-любителями поставил нашумевший фильм «Рим — открытый город», воспринятый как манифест нового, послевоенного европейского кинематографа. С исполнительницей главной роли, Анной Маньяни, у режиссёра завязывается бурный роман.

За «Римом» последовали новые фильмы на военную тему, которая становится основной в творчестве Росселлини, — «Германия, год нулевой», «Генерал Делла Ровере», «В Риме была ночь». В конце 1940-х Росселлини — самый знаменитый режиссёр Италии, если не всей Европы. Могущественный голливудский продюсер Дэвид Селзник приглашает его работать на «Фабрике грёз».

В 1948 году Росселлини получает от голливудской суперзвезды Ингрид Бергман письмо с предложением сотрудничества и в следующем году начинает съёмки фильма «Стромболи» с Бергман в главной роли. Так началась одна из известнейших любовных историй в летописях кино. Сближение Роберто Росселлини и Ингрид Бергман сопровождалось общественным скандалом, так как оба уже состояли в браке, а у Росселлини было двое детей. У них родились сын и две дочери, из которых одна стала известной моделью и актрисой — Изабелла Росселлини. Совместные кинопроекты Росселлини и Бергман в своё время не имели успеха ни у публики, ни у критиков. В художественном плане они предвещали экзистенциальные искания таких режиссёров, как Микеланджело Антониони. Пути Росселлини и Бергман окончательно разошлись в конце 1950-х.