Ораниенбаумская электрическая линия


«Ораниенбаумская электрическая линия» (неофициальное название — Оранэла[2][3]) — уникальная железнодорожная линия, созданная в Петрограде в начале XX века вдоль Петергофской дороги, которая должна была связать Нарвскую заставу со Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом и Красной Горкой (общая длина — около 66 км[4]). По сути, Ораниенбаумская электрическая линия — первый в Российской империи проект пригородных электропоездов (если не считать созданной в 1901 в польском городе Лодзи). Сегодня это Стрельнинская линия Петербургского трамвая.

Идея прокладки трамвайной линии была выдвинута в 1898 Леонтьевым и Ковалинским, которые получили право на изыскания трассы будущей дороги. Их компаньоном был инженер и швейцарский консул Эжен Дюпон, которому принадлежало Товарищество конно-железных дорог в Санкт-Петербурге. По всей видимости ему и принадлежал первый проект. Дюпон с Леонтьевым, Ковалинским, а также банкирами Одье и Нецлинем учредили «Общество Санкт-Петербургских пригородных подъездных путей и электрических трамваев». Однако из-за смерти Дюпона в 1901 году Общество не смогло собрать нужный капитал и было признано несостоявшимся.

В 1906 году Станислав Александрович Бернатович (инженер или техник п.с.), который, в частности, представлял интересы Дюпона при строительстве Тверского трамвая, объявил себя автором проекта и предложил создание нового акционерного общества для строительства железной дороги от Казанского собора по руслу Екатерининского канала, который предполагалось засыпать, через Нарвскую площадь, Стрельну, Петергоф до Ораниенбаума.

Конечная остановка «Нарвские ворота» — Петергофская дорога (сначала правая обочина, потом левая) — Стрельна — Санкт-Петербургское шоссе (посередине) — Санкт-Петербургский проспект (посередине) в Петергофе — Петергофская улица (правая обочина) в Петергофе — до улицы Связи в Ораниенбауме вдоль железной дороги с правой стороны — переезд по железобетонному мосту на улице Связи на левую сторону — до Заводской улицы вдоль железной дороги по левой стороне — Заводская улица — Александровская улица (посередине) в Ораниенбауме — Иликовский проспект (посередине) — спуск по Манежной улице (посередине) до Дворцового проспекта — Петербургская улица (посередине) — конечная остановка «Привокзальная улица» у железнодорожного вокзала Ораниенбаума (на месте современного автовокзала).