Стрельна


Стре́льна — посёлок, внутригородское муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербурга России. Расположен на южном берегу Финского залива, на реках Стрелка и Кикенка.

Через Стрельну проходит Петергофская дорога, а заканчивающийся в ней маршрут трамвая № 36 — наследие уникальной транспортной линии ОРАНЭЛ — первый в Российской империи проект пригородных электропоездов, — которая должна была связать Стрельну с Нарвской заставой. Также по территории муниципального образования проходит участок Балтийской линии Октябрьской железной дороги, по которому следуют в том числе и пригородные электропоезда с остановкой на станции Стрельна.

Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года как деревня Стрелна на реце на Стрелне у моря в Кипенском погосте Копорского уезда[3].

После Столбовского мира эти земли отошли Швеции, и в 1630-х в Стрельне появляется баронская усадьба шведского политика Иоганна Шютте Стралл на Хофф. В усадьбе присутствует пристань, водяная мельница, пруд, оранжерея и небольшая домовая церковь.

Поселение Strelna обозначено на карте Ингерманландии А. И. Бергенгейма, составленной по шведским материалам 1676 года[4].

В начале XVIII века Пётр I задумал создать здесь загородную резиденцию, «русскую Версалию». В петровские времена создан деревянный дворец Петра I (1711—1717), Большой (Константиновский) дворец (начало строительства — 1720), заложен Стрельнинский (Константиновский) парк (архитекторы Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти, площадь свыше 140 га). В 1722 году Пётр I подарил дворец своей дочери Елизавете. Роль загородной резиденции переходит к Петергофу, а Стрельне отводится роль «путевой резиденции», однако до 1917 она принадлежала императорской семье.


Карта