Путевой дворец (Стрельна)


Путевой дворец (Малый дворец Петра I) — самая ранняя постройка в пригороде Петербурга Стрельне, сохранившаяся до наших дней с петровских времён. Дворец расположен недалеко от берега Финского залива, в южной части Невской губы, на невысоком холме, оставшемся после отступления ледников, окруженном оврагами, рядом с рекой Стрелкой.

Скромное и по размерам, и по убранству деревянное здание предназначалось для остановок императора во время его постоянных поездок из Петербурга в строящиеся Кронштадт и загородную резиденцию в Стрельне.

У центральной части дворца два этажа, главным фасадом дворец обращён к морю. По центру расположен портик с шестью свободно стоящими колоннами и балконом на них. Верхний этаж расчленён пилястрами ионического ордера, его завершает треугольный фронтон. Боковые крылья одноэтажные, их украшают фигурные наличники, русты на углах и балюстрада с вазами[1].

Начало постройки — 1716 год (по другой версии — 1710—1711 годы). Строительство здания Пётр I поручил архитектору Жан-Батисту Леблону. После его смерти все работы в Стрельне перешли к архитектору Николо Микетти. В 1719—1720 годах он по желанию императора перестроил и расширил дом, чтобы было где праздновать закладку Большого каменного дворца. К этому времени относится возведение мезонина с парадным залом и шестиколонного портика строгого тосканского ордера с небольшой террасой наверху.

Кроме самого дворца территория включала в себя пчельник, фруктовый сад и огород, так что император, приезжая во дворец, питался выращенной тут же пищей. Зная пристрастие Петра к нововведениям, имеет право на существование легенда, что именно здесь он впервые в России посадил привезенный из Голландии картофель. Небольшие фонтаны, устроенные перед фронтоном, били на высоту до 10 метров.

Однако вскоре планы Петра насчёт Стрельны переменились: загородную резиденцию императора было решено обустраивать не там, а в Петергофе[2]. Оказалось, что несмотря на большое количество воды вокруг (речки Кикенка и Стрелка), желание Петра построить здесь свою Северную Версалию, подобие французского Версаля с большими фонтанами и каскадами, неосуществимо — самотёком вода в фонтаны не бежала, а устройство насосов в начале XVIII века являлось непростой и дорогостоящей задачей, — хотя первый паровой двигатель был построен в середине XVII века, за несколько десятилетий до описываемых событий. В Петергофе, где условия для постройки фонтанов были созданы самой природой, устроить эти сооружения было проще, быстрее и экономически выгоднее.