Обнажённая, спускающаяся по лестнице


Одна из наиболее известных работ начала XX века, ныне являющаяся общепризнанной классикой модернизма. Перед первым публичным показом на парижском Салоне Независимых 1912 года была отвергнута как кубистами, так и футуристами. Впоследствии была выставлена на выставке кубистов в Барселоне с 20 апреля по 10 мая 1912 года[1] и на Арсенальной выставке 1913 года в Нью-Йорке. Экспонируется в Художественном музее Филадельфии.

Композиция картины, сочетающей в себе элементы как кубизма, так и футуризма, представляет собой последовательное наложение друг на друга фрагментов, подобно стробоскопическому изображению.

На картине, выполненной в тёплой монохромной палитре, варьирующейся от жёлтых охровых до тёмных, почти чёрных тонов, изображена абстрактная фигура, различимые части тела которой представляют собой вложенные друг в друга конические и сферические абстрактные элементы, собранные таким образом, чтобы отразить перетекание фигуры саму в себя при движении. Тёмные и светлые дуги подчёркивают динамику перемещения тела, как это принято в комиксах, а пунктирные, вероятно, указывают на движение таза. Фигура движется, совершая оборот против часовой стрелки, из левого верхнего в правый нижний угол картины, на что, по-видимому, указывает полупрозрачный градиент изображения, переходящий из тёмной (более ранней) в светлую (более позднюю) область. В левом нижнем углу размещено название картины печатными буквами. Точных указаний на человеческую природу изображённой фигуры и какие-либо её свойства не имеется.

Автор признавал, что на создание картины его вдохновила хронофотография, изобретённая Этьеном-Жюлем Марэ, в частности, известная последовательность снимков «Женщина спускается по лестнице» Эдварда Мэйбриджа, сделанная в 1887 году[2].

Дюшан представил работу для участия в 28-й выставке Салона независимых художников, проходившей в Париже с 25 марта по 16 мая 1912 года. Картина появилась в каталоге под номером 1001, впервые открыв своё название широкой публике[3], хотя сама картина к выставке допущена не была. Через братьев Дюшана Жака Вийона и Раймона Дюшана-Вийона жюри по отбору картин предложило автору либо добровольно отозвать картину, либо переименовать, убрав с неё оригинальное название. По утверждению Дюшана, некоторые кубисты, включая Альбера Глеза, сочли работу не соответствующей их собственным разработкам[4], а жюри показалось, что название слишком литературно, и что «обнажённая не может спускаться с лестницы — это недостаточное проявление уважения к ней»[5].