Ободовский, Александр Григорьевич


Александр Григорьевич Ободовский (3 апреля (23 марта) 1796, Галич — 17 [29] июня 1852, Санкт-Петербург) — российский педагог, автор сочинений по географии и первого русского учебника педагогики, один из трёх соредакторов Педагогического журнала (1833—1834).

Происходил из старинной дворянской фамилии; родился 23 марта (3 апреля1796 года в Галиче Костромской губернии. Его отец, считавшийся одним из лучших врачей в губернии, с детства прививал своему сыну любовь к наукам, в первую очередь к медицине.

Первоначальное образование получил в Санкт-Петербургской губернской гимназии, по окончании которой поступил в Медико-хирургическую академию, откуда вскоре перевелся в Главный педагогический институт. По окончании курса в институте был отправлен за границу «для узнания разных систем воспитания» согласно проекту попечителя Санкт-Петербургского учебного округа графа С. С. Уварова: 1 августа 1816 года вместе с тремя товарищами отправился за границу, посетив сначала Англию, где они знакомились главным образом с ланкастерской системой; учились у Белля, Джонсона, Пиктона. Из Англии они отправились в Париж (где их внимание привлёк аббат Готье своей своеобразной методикой «учить играючи»), затем в ШвейцариюФелленбергу и Песталоцци) и Германию (к Линднеру, Кругу и Жирару). Из всех этих педагогов наибольшее влияние на Ободовского оказал своими взглядами Песталоцци. В 1819 году молодые педагоги возвратились в Петербург, а в 1820 году были приняты преподавателями в Учительский институт, где Ободовскому было поручено преподавание географии.

Его занятия, по отзывам учеников, отличались живостью и увлекательностью, чему много способствовало и то, что, преподавая географию, он касался и смежных с ней наук, в чем ему помогала его эрудиция и хорошее образование. Кроме географии Ободовский временно преподавал в институте латинский язык, а в средних классах Санкт-Петербургской 3-й гимназии — математику (в 1822 году). В 1827 году Учительский институт был упразднён и объединён с 3-й гимназией, в которой Ободовский оставался до 1827 года старшим преподавателем географии и естественной истории. В 1823—1826 годах состоял учителем географии и статистики в высших классах воспитательного общества благородных девиц.

В 1826 году он был приглашён на должность помощника инспектора классов сиротского отделения Санкт-Петербургского воспитательного дома (впоследствии — Николаевский сиротский институт); в 1830 году был утверждён в должности инспектора. Пользовался в значительной степени независимым служебным положением и поощряемый вниманием императрицы Марии Фёдоровны, благоволившей ему, не был ограничен в денежных средствах. По его инициативе в институте были устроены натуральный, технологический и сельскохозяйственный кабинеты и применялись различные системы обучения (звуковая, наглядная и прочие). Одновременно, ему был поручен надзор над учебной частью Гатчинского воспитательного дома[1].