Общественный транспорт Минска


Общественный транспорт Минска — система пассажирского общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси (маршрутное и обычное), городская электричка) в Минске, управляемая КУП Минсктранс.

В 2018 году общественным транспортом воспользовалось более 770 миллионов пассажиров. Автобусами было перевезено 39,3 % пассажиров, метро — 36,7 %, троллейбусами — 20,1 %, трамваями — 3,9 %[2]. Городская электричка обеспечивает менее 1 % пассажирских перевозок: за девять месяцев 2013 года она перевезла около 1,45 миллиона пассажиров[3].

Минское метро представляет собой три линии общей протяжённостью 40,8 км и состоит из 33 станций. Из них 15 станций расположены на 1-й (Московской) линии, 14 на 2-й (Автозаводской) и 4 (станции первой очереди) на 3-й (Зеленолужской линии) линии метрополитена. Пассажиров обслуживает 337 вагонов метро и два депо — Могилёвское и Московское. Среднесуточный объём перевозок составляет около 918 тыс. человек/день (I квартал 2013 года)[4]. Самые загруженные станции — «Площадь Ленина» (86 тысяч человек в сутки), «Площадь Якуба Коласа» (66 тысяч) и «Каменная Горка» (63 тысячи)[4].

Интервал движения в час пик составляет 2 минуты на Московской линии и 2:15 минуты на Автозаводской линии. Первый поезд с конечных станций отправляется в 5:35 утра, последний — в 1:02.

211 городских маршрутов минских автобусов обслуживается пятью автопарками ГП «Минсктранс», в распоряжении которых находятся более 1550 автобусов[5]. Основная часть подвижного состава — автобусы МАЗ-203, МАЗ-215, МАЗ-103, МАЗ-105. Встречаются также автобусы МАЗ-206 и Неман-52012. Массовое обновление парка в последние годы позволило руководству города в 2007 году снять с маршрутов последние устаревшие автобусы: Икарус-260, ГАРЗ-А280, ЛАЗ-695, ЛиАЗ-5256 ЛиАЗ-677[6], а в дальнейшем и МАЗ-104. В период 2005—2007 гг было закуплено 826 новых автобусов, в 2008 г — 200 автобусов, в 2009 г — 124 автобуса. С 2005 года автобусы МАЗ-103 и МАЗ-105 закупаются с двигателями «Мерседес» и автоматической коробкой передач. С 2013 года закупаются автобусы МАЗ-215 (в основном пятидверные), вместо привычных МАЗ-105.

По состоянию на 2020 год в городе действует 65 маршрутов (из 67 существующих), работает четыре троллейбусных парка. Также планируется сделать автобусно-троллейбусным новый Транспортный парк № 1, который на первом этапе стал чисто автобусным.