Общечеловеческие ценности


Общечеловеческие ценности или универсальные ценности — ценности, имеющие одинаковую значимость для всех или почти всех людей мира.

Человеческие ценности лежат в сферах нравственности, эстетических предпочтений, черт характера, человеческих усилий и социального порядка. Существование универсальных ценностей предполагают моральная философия и культурная антропология. Некоторые ценности встречаются во многих различных человеческих культурах (например, молодость и другие составляющие физической привлекательности), а другие атрибуты (например, стройность) подвержены эстетическому релятивизму, регулируемому культурными нормами. Это касается не только эстетических, но и моральных ценностей. Позиция, отрицающая существование универсальных моральных ценностей, называется моральным релятивизмом.

Претензию на универсальные ценности можно понимать двояко. Во-первых, может быть, что-то имеет универсальную ценность, когда все находят это ценным. Таково было понимание этого термина Исайей Берлином. Согласно Берлину, «…универсальные ценности… это ценности, которые очень многие люди в подавляющем большинстве мест и ситуаций, почти во все времена, на самом деле разделяют, будь то сознательно и явно или как выражено. в их поведении»[1]. Во-вторых, что-то может иметь универсальную ценность, когда у всех людей есть основания полагать, что это имеет ценность. Например, когда Махатма Ганди утверждал, что ненасилие является универсальной ценностью, он утверждал, что у всех людей есть причины ценить ненасилие, а не то, что все люди в настоящее время ценят ненасилие[2]. Утверждается, что многие вещи имеют универсальную ценность, например, возможность иметь детей[3], удовольствие[4] и демократия[5]. Вопросом о том, имеет ли что-либо универсальную ценность, и если да, то что именно, изучают психология, политология и философия.

Философское исследование универсальной ценности затрагивает такие вопросы, как осмысленность универсальной ценности или существование универсальных ценностей.

Социологическое исследование универсальных ценностей касается того, как такие ценности формируются в обществе.

Американский психолог С.Х. Шварц[en] с коллегами провел эмпирическое исследование по вопросу существования универсальных ценностей. Шварц определил «ценности» как «представления о желательном, которые влияют на то, как люди выбирают свои действия и оценивают события»[6]. Он предположил, что универсальные ценности связаны с тремя различными типами человеческих потребностей: биологическими потребностями, потребностями в социальной координации и потребностями, связанными с благополучием и выживанием групп. Исследования Шварца, включавшие опросы более 25 000 человек в 44 странах с широким спектром различных культурных типов, показывают, что существует 56 отдельных ценностей и 10 типов универсальных ценностей[7], а именно: власть, успех, гедонизм, стимуляция, автономия, универсализм, доброжелательность, традиция, конформность и безопасность. Эти ценности Шварц трактует следующим образом: