Озан


Озан (азерб. Ozan) или Узан — поэт-певец, сказитель у тюркских народов. Озаны творили ещё в XXI вв.[1]

Озаны (Узаны) были огузскими сказителями и певцами, сопровождающими свои рассказы игрой на гопузе, и имеющие особое духовное влияние среди огузов. К известным памятникам озанов относится огузский героический эпос «Книга моего деда Коркута» (в этом эпосе бард-сказитель упомянут как «озан»)[2]. Также озаны, аккомпанимируя себе на гопузе, исполняли сказания из «Огуз-Наме»[3], эпическом памятнике о легендарной родословной тюрков-огузов и их мифическом прародителе Огуз-кагане. В истории известны такие озаны, как Деде Коркут, Деде Аббас, Деде Ядигяр, Деде Гасым, Деде Керем (слово «деде» означало у огузов «духовный отец»)[4].

В XVII веке озаны окончательно ушли с исторической арены ввиду ряда причин. Причиной этого считается усиление влияния ислама и его идеологии в тюрко-огузском обществе. Распространение арабского языка и литературы, и вообще культуры, направленной на идеи ислама, нарушало основы озанского искусства. В некотором смысле, историческое соперничество между почтенным озаном Деде Ядигяром и молодым ашугом Дирили Гурбани, состоявшееся в Гяндже в XVI веке и приведшая к победе ашуга, может рассматриваться в качестве метафоры для этого сдвига. Наследие старинного озанского искусства заложило общую основу искусства азербайджанских, туркменских, казахских, уйгурских, турецких и узбекских народных певцов-сказителей[4]. В Азербайджане озаны (другие названия — шуара, деде, яншаг и т. д.) являлись предшественниками ашугов[5][6].

Согласно Энциклопедии ислама слово «озан» происходит от глагола «оз-», что означает «опередить, выйти вперёд в состязании»[7]. Этот термин был уже засвидетельствован в «Диван Лугат аль-Турк» тюркского учёного XI века Махмуда ал-Кашгари[7]. Термин «озан» применялся для певцов, сопровождавших армии в сельджукскую эпоху. Анатолийский турецкий поэт XV века называл себя Озан. В туркменском языке, этот термин является архаичным и заменён словом бахши (известный поэт)[7]. Турецкий исследователь фольклора И. Башгёз[тур.][8], как и некоторые другие исследователи, полагают, что тюркский «озан» произошёл от парфянского «госан»[9]. Советский учёный В. Горделевский, анализируя староосманскую форму «узан», полагает, что слово, как и институт озанов, является заимствованием от армян[10][11][12]. Эту точку зрения поддерживает специалист по тюркскому языку автор «Этимологического словаря тюркских языков» Эдвард Севортян[13] Советский востоковед Владимир Минорский полагал, что турецкое слово «узан» в смысле «певец» — лишь дальнейшее развитие монголо-тюркского uzan («ремесленник», «артист»). При этом Минорский отмечал, что многие из певцов Малой Азии могли быть армянами, «но все же институт народных певцов был более популярен среди среднеазиатских тюрок»[14].