Окская судоверфь


Окская судоверфь — российское судостроительное предприятие, расположенное в городе Навашино Нижегородской области, на реке Оке.

В 1907 году общество Коломенского машиностроительного завода, которое располагало мощным судостроительным производством, получило крупные заказы на постройку нефтеналивных барж.[1][2] Правление общества приняло решение создать новую судостроительную верфь, основанную в 1907 году неподалёку от Кулебакского завода, откуда предполагалось поставлять металл для судов. Верфь расположилась в 30 км от Кулебак, на берегу затона, образованного старым руслом Оки и получила название Мордовщиковская судоверфь по названию близлежащей деревни Мордовщиково (Мордовщики). Уже в 1908 году, еще в процессе строительства верфи, были спущены на воду первые три металлические баржи для товарищества братьев Нобель. 18 ноября 1908 года первая баржа грузоподъемностью 8200 тонн, названная «Екатерина Великая», была сдана заказчику. В декабре того же года были сданы «Ольга Премудрая» и «Ярославна».

Судоверфь к 1910 годам стала одним из ведущих судостроительных предприятий Волжского бассейна и до середины 1930-х оставалась крупнейшим в стране производителем несамоходного речного флота.[1] Наряду со строительством барж, резервуаров, мостов и кессонов начинается изготовление паровозных тендерных баков, железнодорожных цистерн, шахтных труб. До революции на судоверфи было построено более 60 судов общей грузоподъемностью свыше 200 тысяч тонн. Из числа этих судов более 30 баржи, более 20 землеотвозных шаланд, а также грузопассажирские теплоходы, буксир и шхуна. Крупнейшими судами. построенными в этот период, стали баржи типа «Елизавета» длинной 160,4 м, шириной 22,5 м и грузоподъемностью 10380 т.

С 1911 года верфь изготавливала фермы мостов для железных дорог.[1] В 1912 году на верфи строится первое самоходное судно — морская нефтеналивная шхуна грузоподъемностью 5400 тонн.

В период 1907-1917 годы, рабочие верфи бастовали около 30 раз, крупнейшей стала десятидневная забастовка 1916 года, в которой участвовало 1300 рабочих. В конце октября 1917 года на верфи была создана ячейка РСДРП(б). В июле 1918 года красногвардейский отряд, созданный из рабочих верфи, участвовал в подавлении Муромского эсеровского мятежа, перекрыв для мятежников дорогу из Мурома на Арзамас.

В июле 1919 года Совет Труда и Обороны включил Мордовщиковскую судоверфь в число заводов ударной группы по восстановлению разрушенного войной железнодорожного транспорта. Рабочие восстановили десятки стратегически важных для страны железнодорожных мостов.[3]