Онесикрит


Онесикри́т (др.-греч. Ὀνησίκριτος; IV век до н. э.) — древнегреческий историк, писатель и мореплаватель, ученик Диогена. Сопровождал Александра Македонского в его азиатских походах.

Во время Индийского похода Александра Онесикрит встречался с нагими философами-гимнософистами. Этот диспут стал первым между индийскими и греческими философами. Онесикрит, возможно, приписал индийским мудрецам, предположительно джайнам, сходное с кинизмом учение, либо, действительно, уловил сходные принципы в двух философских системах. Во время битвы на Гидаспе был кормчим на царском корабле, либо главным кормчим македонского флота. В 326—324 годах до н. э. Онесикрит участвовал в плавании из Гидаспа в Персидский залив. Общее руководство экспедицией было возложено на Неарха, в то время как Онесикрит отвечал за навигацию.

После смерти Александра Македонского Онесикрит написал трактат о его жизни, который был подражанием жизнеописанию Кира II Великого Ксенофонтом. Античные авторы критиковали Онесикрита за склонность к вымыслу, современные оценки его личности и творчества разнятся.

Онесикрит родился в семье Филиска на Астипалее[1] или Эгине[2]. Диоген Лаэртский писал, что Онесикрит однажды отправил своего сына Андросфена[нем.] в Афины, где тот попал под очарование речей Диогена и стал его учеником. Тогда Онесикрит отправил за Андросфеном своего старшего сына Филиска[англ.], который тоже решил остаться с Диогеном. После этого за сыновьями в Афины поехал Онесикрит, который также попал под очарование речей Диогена и стал его учеником[3][4][5]. Античные историки воспринимали Онесикрита «философом из школы киника Диогена»[6][7][8].

Если предположить, что данная история правдива, то к началу Восточного похода Александра Македонского в 334 году до н. э. Онесикриту было более сорока лет[5]. По мнению Г. Берве, он родился до 375 года до н. э.[9] Возможно, вся история о сыновьях Онесикрита является выдумкой, и он был ненамного старше Александра[10][11]. Во время походов Александра Онесикрит был одним из приближённых македонского царя. Во владениях Таксила в Индии Александр отправил Онесикрита к гимнософистам Калану и Дандамиду[англ.][12][13][5]. Когда Онесикрит пришёл к индийским мудрецам, то Калан предложил ему раздеться и лишь после этого начать разговор на философские темы. Только так, по мнению индийского мудреца, можно было начать путь к постижению истины. Для Онесикрита такое требование показалось странным, он не понимал, почему нельзя вести философский диспут одетым. Индийские мудрецы поделились мыслями, которые во многом повторяли учение Пифагора, Сократа и Диогена[14].

Античные историки называют Онесикрита кормчим на царском корабле во время битвы на Гидаспе 326 года до н. э.[15][1] или главным кормчим македонского флота[16]. Такая высокая должность свидетельствует о знании Онесикритом судовождения[5].