Опперман, Карл Иванович


Граф Карл Иванович Опперман (нем. Karl Ludwig Wilhelm Oppermann; 12 (23) ноября 1766, Дармштадт — 2 (14) июля 1831, Выборг) — российский инженер-генерал, картограф и фортификатор. Участник наполеоновских войн.

Член Государственного совета, директор Инженерного и Строительного департаментов, заведующий Инженерным и Артиллерийским училищами и школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, директор Депо карт и Гидрографического депо, почётный член Императорской академии наук.

Карл Иванович Опперман по происхождению из дворянского рода герцогства Гессен-Дармштадт, родился в Дармштадте. Отец его был тайным советником и крупным сановником при дворе герцога, а мать, как предполагают исследователи, была сводной сестрой Людвига Генриха Николаи (1737—1820), в судьбе которого к тому времени уже наметился отчётливый «русский след». Благодаря отцу Карл Опперман получает прекрасное инженерное и математическое образование вкупе с языками — французским, латынью и греческим.

В 1779 году поступил в гессенскую армию и в 1783 году получил звание инженер-капитана. В том же году он задумывает переезд в Россию, поскольку в это время дядя Карла Оппермана, вышеупомянутый Людвиг Генрих Николаи, давно и основательно живёт в России, занимая высокие должности при дворе наследника Павла Петровича и пользуясь необычайным доверием его и супруги Марии Федоровны.

На прошение Карла Оппермана принять его в русское подданство императрица Екатерина II отвечает согласием, и 12 октября 1783 года он вступил на службу в чине поручика Инженерного корпуса. В России Опперман прежде всего усердно принимается за изучение русского языка, которым впоследствии овладевает в совершенстве.

Участник русско-шведской войны 1788—1790 годов. Участвовал почти во всех морских сражениях, включая знаменитое Выборгское морское сражение 1790 года. Способствовал разгрому шведского флота в битве под Роченсальмом в 1789 году, построив за несколько часов укрепления береговых батарей. За отличия в бою у Бьёркезунда награждён орденом Св. Георгия 4-й степени и чином инженер-капитана.