Ораниенбаум (люгер, 1829)


12-пушечный трёхмачтовый люгер специальной постройки. Длина судна между перпендикулярами по сведениям из различных источников составляла от 19,8 до 19,81 метра, ширина от 6,7 до 6,71 метра, а глубина интрюма от 3,6 до 3,61 метра[1][2][3].

Люгер был заложен 22 апреля (4 мая1829 года на Охтенской верфи, спущен на воду 9 (21) ноября 1829 года и вошёл в состав Балтийского флота. Строительство вёл корабельный мастер В. Ф. Стоке. С 1830 по 1833 год люгер ходил в практические плавания в Балтийском море и Финском заливе. В 1834 году заходил в российские и иностранные порты для знакомства с театром начальника Главного Морского штаба А. С. Меншикова и участвовал в манёврах. 30 августа, во время открытия памятника Александру I, корабль стоял на Неве[3][4].

В 1835 и 1836 годах корабль ходил в практические плавания, а в 1837 году был тимберован на Охтенской верфи, после чего, в 1838[5] и 1839 снова ходил в практические плавания. В 1838 году люгер «Ораниенбаум», плавал до Свинемюнде, откуда на буксире парохода «Геркулес» сопровождал императора Николая I в Стокгольм[5].

В 1840 и 1841 годах люгер совершил поход в Свинемюнде и Киль, а в 1842 году вновь ходил в практические плавания[4][6].

В 1843 и 1844 годах на корабле проходили практику сыновья Николая I — великие князья Николай, Михаил и Константин. В это время «Ораниенбаум» ходил в Финском заливе. В 1846 и 1847 годах корабль ходил в практические плавания в Балтийском море и Финском заливе, а в конце 1848 года был разобран[3][4][7].