Органическая архитектура


Органи́ческая архитекту́ра — направление в архитектуре XX века, возникшее в качестве альтернативы историческим стилям и эклектизму[1]. Впервые это направление архитектуры было обозначено Луисом Салливаном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг., а впоследствии, в 1920-е — 1950-е гг., было реализовано в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта. Органическую архитектуру стали противопоставлять господствующему в середине XX века в США функционализму и системе «Интернационального стиля», связанного с работами Л. Мис ван дер Роэ.

Американский архитектор конца XIX — начала XX вв. Луис Салливан, наиболее выдающийся представитель Чикагской архитектурной школы, обобщая идеи рационалистического направления в эстетике американского романтизма (Р. Эмерсон, Г. Торо, скульптор Х. Гриноу), провозгласил постулат: «Форма в архитектуре следует функции». Согласно его концепции, архитектура должна следовать природной, «органической» целесообразности, а форма сооружений — определяться их назначением и условиями среды, подобно форме естественных организмов[1].

Главным теоретиком органической архитектуры стал ученик Салливана Фрэнк Ллойд Райт, выразивший свои идеи в очерке «Органическая архитектура» («Organic architecture», 1910). Созданные им в период с 1900 по 1917 год «дома прерий» стали прообразом американской жилой архитектуры XX века[2]. Идеал органической архитектуры, согласно Ф. Л. Райту, состоит в целостности и единении с природой[3]. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал положить конец традиции нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира: форма здания должна всякий раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует, здание должно быть интегрировано в ландшафт, а материалы использоваться соответственно их природным свойствам[1].