Орловский, Владимир Донатович


Влади́мир Дона́тович Орло́вский (1842—1914) — российский[1][2][3][4][5] и украинский[6][7][8] художник-пейзажист, ученик А. П. Боголюбова, автор многочисленных работ, выполненных в Москве и Санкт-Петербурге для императорской четы Александра III, академик ИАХ.

Родился в дворянской семье малороссийского происхождения. Отец художника был богатым киевским помещиком. Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И. М. Сошенко. Позже переехал в Петербург, поступил в Императорскую академию художеств в класс А. П. Боголюбова. Будучи в Петербурге, Владимир Орловский познакомился с работами многих мастеров-маринистов. Также он познакомился с работами Т. Г. Шевченко. Писал масляными красками ещё до поступления в 1861 году в Санкт-Петербургскую академию художеств, где стал делать быстрые успехи, так что уже в 1863 году получил большую серебряную медаль академии. В годы учёбы писал этюды в Крыму, Киевской губернии, в Карелии, в Великом княжестве Финляндском и на Кавказе.

1868 год — окончил Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил большую золотую медаль (1867) и право поездки за казённый счёт за границу. Три года (1869—1872) «пенсионером от Академии» работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии.

За картины «Перед шквалом», «Закат солнца», «Болото», «В степи», «Костёр в поле», «Посев», «Лесной сруб», «Пески», которые экспонировались на Академической выставке, в 1874 году удостоен звания академика Санкт-Петербургской академии художеств[9]. В 1878 году за картины «На покосе», «Мол в Поццуоли», «Утро на берегу Неаполитанского залива» и «На море перед грозой» утверждён в звании профессора пейзажной живописи, дававшего право вести преподавательскую деятельность[9]. Впоследствии — член Совета Санкт-Петербургской Императорской академии художеств.

Принимал участие в деятельности Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко, в организации Киевского художественного училища; преподавал в Академии художеств, в частности, у Владимира Казанцева — известного впоследствии уральского пейзажиста.

Несколько лет после того он писал на мотивы, почерпнутые в Тайцах (Петербургской губернии) и Гатчине, наконец, в 1885—1890 годах писал морские пейзажи, которыми занимался и прежде.