Орёл в геральдике


Одна из наиболее распространённых гербовых фигур в геральдике[1]. Среди естественных фигур более распространённой фигурой является только лев.

Орёл с древности является символом силы и могущества, как частных лиц, могущественных царей и героев, так и целых царств и народов, как, например, Вавилонского, Египетского[2]. Фараон Птолемей VIII (116—107 годы до н. э.) сделал орла символом Египта и велел выбить изображение орла на египетских монетах.

В других источниках указано что орёл символизирует власть, господство, верховенство и прозорливость (государственную прозорливость). В языческие, античные времена орёл служил атрибутом и символом божества или монарха. Так, в Древних Греции и Риме он был атрибутом соответственно Зевса и Юпитера, у персов (Кир) изображение золотого орла несли во главе наступающего войска или перед кортежем царя-полководца. Римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах, как знак главенства над действующей армией (то есть наступательной, активной силой). Позднее, когда наиболее удачливые полководцы становились императорами, орёл был превращен в исключительный императорский знак, символ верховной власти. Поэтому орёл получил в римском законодательстве официальное наименование «римская птица» (лат. avis Romana).

В библейской символике орёл имел противоречивую трактовку. В манускриптах это был символ нечистой птицы, поедающей мертвечину. В то же время в Библии орёл расценивался, как символ могущества и величия. Орёл также является эмблемой Иоана Богослова[1].

В Средние века употребление орла было прерогативой только государств в ранге империи. Когда на развалинах Римской империи возникали новые государства-империи, они присваивали себе в качестве главной эмблемы изображение орла, указывающей, что они ведут свою историю и родословную от Древнего Рима, от римских цезарей (в том числе и Иван IV Васильевич Грозный)[3].

В католической символике, изображение орла и его упоминание, использовалось, как намёк на Вознесение Христово[1].