Пине, Отто


Отто Пине (нем. Otto Piene; 18 апреля 1928[1][2][…], Бад-Ласфе, Свободное государство Пруссия, Веймарская республика[6] — 17 июля 2014[3][4][…], Берлин) — американский художник немецкого происхождения, специализировавшийся на кинетическом и технологическом искусстве; сооснователь группы художников-авангардистов ZERO; педагог.

В возрасте 16 лет он был призван в армию Германии, принимал участие во Второй мировой войне как зенитчик, и, как ни странно, был очарован светящимися прожекторами и артиллерийским огнем в ночи.[7][8] После войны, с 1949 по 1953 год, он изучал живопись и получил художественное образование в Академии изящных искусств в Мюнхене и в Академии художеств в Дюссельдорфе. С 1951 по 1964 год работал преподавателем в Институте моды (Fashion Institute) в Дюссельдорфе. Одновременно с 1952 по 1957 год изучал философию в Кельнском университете.

Отто Пине был приглашенным профессором в Университете Пенсильвании начиная с 1964 года. С 1968 по 1971 год он являлся сотрудником Center for Advanced Visual Studies (CAVS), основанного Дьёрдем Кепешем[англ.] в Массачусетском технологическом институте (MIT). CAVS позволял художникам работать, используя сложные методы и научное партнерство. В 1972 году Пине был назначен профессором экологического искусства (Environmental Art) в Массачусетском технологическом институте. В 1974 году он сменил Кепеша на посту директора CAVS и занимал эту должность до 1 сентября 1993 года. Отто Пине оставался тесно связанным с CAVS и MIT до конца своей жизни, проживая в собственных домах в Гротоне, штат Массачусетс, так и в Дюссельдорфе, Германия.

Пине сотрудничал со многими художниками, учеными и инженерами, включая Юджина Эджертона (пионера стробоскопии) и астрофизика Уолтера Левина из Массачусетского технологического института. Многие из инсталляций Пине требовали сотрудничества с учёными из-за их большого физического масштаба и амбициозной программы. Например, в его инсталляции «Centerbeam» 1977 года участвовали 22 художника и группа ученых и инженеров, некоторые из которых работали на международном уровне.

В 1957 году Отто Пине и Хайнц Мак основали художественную группу ZERO, состоящую из художников, которые хотели переопределить искусство после Второй мировой войны.[9] В 1961 году к их группе присоединился Гюнтер Иккер. В 1960-х годах они были известны во всем мире, особенно в Японии, Америке, а также по всей Европе. Членами этой группы были Пьеро Мандзони, Ив Кляйн, Жан Тенгели и Лучо Фонтана. Пине и Мак выпускали с 1957 по 1967 год журнал ZERO. В 2008 году Пине, Мак, Иккер и Виссер[англ.] создали международный фонд ZERO foundation[англ.], который хранит архивы от трех художников, базирующихся в Дюссельдорфе, а также документы и фотографии других, связанных с ними художников.