Павел II (епископ Неаполя)


Основным историческим источником о Павле II является написанная в конце IX века Иоанном Диаконом вторая часть «Деяний неаполитанских епископов». Павел II — первый из епископов, упоминаемых этим автором[1][2].

О происхождении Павла II сведений не сохранилось. До своего восшествия на епископскую кафедру он был диаконом в одной из церквей Неаполя. По поручению неаполитанских герцогов и епископов он часто ездил послом в Рим, где подружился со своим тёзкой, в 757 году ставшим папой[3][4].

В 761 году скончался неаполитанский епископ Кальв, после смерти которого между духовенством и мирянами начались споры об избрании нового главы епархии. В то время Неаполь входил в итальянские владения Византии, правитель которой, император Константин V, был ярым иконоборцем. В городе борьбу с иконами поддерживали герцог Стефан II и жители, а духовенство, вслед за папой римским, осуждало такое пренебрежение священными реликвиями. Вопреки желанию герцога, неаполитанский клир в конце концов избрал главой епархии сторонника иконопочитания Павла II. Новый епископ должен был получить согласие на своё посвящение в сан у папы римского, однако Стефан II девять месяцев не разрешал Павлу II покинуть Неаполь. Только в 762 году тот смог приехать в Рим, где папа Павел I лично провёл церемонию интронизации главы Неаполитанской епархии[2][3][4][5][6].

Однако сразу же по возвращению в Неаполь Павел II по повелению герцога Стефана II был изгнан из города. Местом ссылки епископа стали катакомбы Святого Януария[англ.], где он провёл два года. Несмотря на это, и здесь Павел II продолжал исполнять свои пастырские обязанности. В том числе, получив согласие Стефана II, он повелел построить в базилике новые триклиний и баптистерий, а также украсить мрамором одну из городских церквей. В 764 году Павел II примирился с герцогом, возвратился в Неаполь и стал вести службы в кафедральном соборе Святой Реституты[англ.]. Одновременно Стефан II начал оказывать поддержку папе римскому Павлу I, заключившему союз с королём франков Пипином Коротким и королем лангобардов Дезидерием против императора Константина V. Однако окончательно иконопочитание было восстановлено в Неаполе уже после смерти Павла II[2][3][4][5][6].