Пажу, Огюстен


Огюсте́н Пажу́ (фр. Augustin Pajou; 19 сентября 1730, Париж — 8 мая 1809, там же) — французский скульптор, один из крупнейших мастеров монументально-декоративной и портретной скульптуры классицизма второй половины XVIII века. Академик (с 1760; ассоциированный член с 1759) и ректор (1792—1793) Королевской Академии живописи и скульптуры[5]. Отец художника Жана Огюстена Пажу (1766—1828).

Огюстен был сыном плотника, резчика по дереву и скульптора Мартена Пажу, вырос в Париже, в предместье Сен-Антуан. C 1734 года учился в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже у скульптора Жана-Батиста II Лемуана. В 1738 году он получил 1-ю премию Королевской академии и Римскую премию. Это позволило Пажу несколько лет жить и работать в Италии, в Риме. Благосклонность и финансовая помощь короля Людовика XV и покровительство мадам Дюбарри обеспечили скульптора после возвращения на родину крупными заказами[6].

В 1761 году Огюстен Пажу женился на Анжелике Румье, дочери скульптора Клода Румье. От их союза родились двое детей: дочь Катрин-Флор Пажу (1764—1841), которая в 1782 году вышла замуж за скульптора Клода Мишеля и сын Жак-Огюстен Пажу (1766—1828), живописец. Художником стал и внук Огюстена, сын Жака-Огюстена — Огюстен-Дезире Пажу (1800—1878).

В 1760-х годах Пажу занимался скульптурным оформлением королевских зданий, среди них — Королевская опера Версаля, дворец Пале-Рояль и Дворец юстиции в Париже. Во время Французской революции скульптор был членом комиссии по сохранению памятников искусства и три года проработал в её составе в Монпелье. После возвращения в Париж он тяжело заболел, в связи с чем был вынужден оставить работу скульптора. Пажу умер в Париже 8 мая 1809 года.

После возвращения из Италии во Францию Огюстен Пажу «стал модным портретистом, так как умел соединять классицистическую идеализацию с портретным сходством своих моделей. Пажу — один из главных авторов цикла скульптур „Знаменитые люди Франции“. Он работал для фаворитки Людовика XV графини Дю Барри, пять её портретов считаются одними из лучших произведений искусства второй половины XVIII века»[7].

Благодаря работе Пажу интерьеры Королевской Оперы в Версале стали одним из самых ярких образцов оформления здания в стиле классицизма. В вестибюле театра и барельефах лож использованы аллегории «Двенадцати месяцев», образы Аполлона и муз, празднеств Олимпийских богов[8][9].