Памятник Гаттамелате


Памятник Гаттамелате (итал. Il monumento equestre al Gattamelata) — бронзовая конная статуя наёмному кондотьеру Венецианской республики, правителю Падуи в 1437 году Эразмо да Нарни по ироничному прозванию «Гаттамелата» («сладкая кошечка»). Шедевр искусства итальянского Возрождения, произведение флорентийского скульптора Донателло, созданное в 1445—1453 годах. Памятник установлен на площади Пьяцца дель Санто перед Базиликой Святого Антония в Падуе (Венето, Италия)[2].

Донателло работал в Падуе в 1444—1456 годах над созданием главного алтаря Базилики дель Санто (Святого Антония). 16 января 1443 года скончался кондотьер (наёмный воин) Эразмо да Нарни. Прославившийся хитростью и жестокостью, он в последние годы задумывался о спасении своей души, поэтому в завещании велел похоронить себя в базилике Святого Антония, около которой (в стороне, не перед главным фасадом) и был ему поставлен памятник. Скульптура выполнена методом литья с утратой восковой модели. Статуя была отлита в 1447 году, тогда же сооружен её постамент, но чеканка памятника была завершена в 1450 году. Три года спустя статуя была установлена на постамент. Комиссия из пяти человек оценила стоимость работы, чтобы уплатить художнику сумму в размере 1650 дукатов. Размеры скульптуры: 340 x 390 см, постамента — 780 x 410 см.

Самый известный прототип конных монументов Нового времени — конная статуя Марка Аврелия в Риме (176 г. н. э.). Она была известна с XII века и почиталась в качестве изображения христианского императора Константина. В 1538 году статую поместили в центре площади Кампидолио на Капитолийском холме в Риме. В 1997 году на её месте установили копию, а оригинал после реставрации экспонируется во Палаццо Нуово Капитолийских музеев.

Конная статуя Гаттамелаты не была первой в жанре конных монументов, которые в Италии именуют кавалло (итал.  cavallo — лошадь, конь, а также конник, всадник)[3]. В Средневековье уже были созданы многие подобные памятники, например Арки Скалигеров в Вероне. Переходную форму от средневековой скульптуры, неразрывно связанной с архитектурой, к свободно стоящему конному монументу представляет собой знаменитый Бамбергский всадник (XIII в.). Схожие примеры представляют собой статуя Магдебургского рыцаря в Магдебурге, Олдрадо да Трессено в Милане и Святого Мартина в Кафедральном соборе Сан-Мартино в Лукке.