Панорамная живопись


Панорамная живописькомпозиционная разновидность изобразительного искусства, раскрывающий широкий, всеобъемлющий взгляд на определённый предмет, часто пейзаж, военную битву или историческое событие. Она стала особенно популярной в XIX веке в Европе и Соединённых Штатах Америки, вызывая сопротивление со стороны некоторых авторов романтического искусства. Некоторые из произведений дошли до наших дней и выставляются на всеобщее обозрение. Обычно панорамы демонстрировались в ротондах, чтобы зрителя, находящегося в центре круга, посетил эффект присутствия в изображаемом событии и местности, охватывающих его со всех сторон[1].

Слово заимствовано из английского, где было составлено искусственным образом из греческого pan — «все» и horama — «обзор». Буквально панорама значит «полный обзор»[2]. Слово было придумано ирландским художником Робертом Баркером в 1792 году для описания его картин Эдинбурга, нарисованных на цилиндрических поверхностях, которые он вскоре показал в Лондоне[1].

В Китае панорамные картины являются важной частью культурного наследия и имеют форму панорамных свитков. Известным примером которых являются свитки «По реке в День поминовения усопших» и «Десять тысяч ли по реке Янцзы».

В 1793 году Баркер перенёс свои панорамы в первое в мире специально построенное кирпичное панно-ротонда на Лестер-сквер, что его обогатило.

Зрители приходили, чтобы заплатив три шиллинга, постоять на центральной платформе, которая равномерно освещалась через люк на крыше, и получить «панорамный опыт» (прилагательное, которое появлялось в печати только в 1813 году). Вскоре, в 1801 году, им был придуман другой приём: «всесторонний обзор». «Панорамы Лондона Баркерса» были нарисованы как будто с крыши Альбион Миллс на Южном берегу, и посетители могли приобрести серию из шести гравюр, которые скромно напоминали об этом опыте. Отпечатки скреплённые вместе составляли в длину 3,25 метра. В свою очередь, фактическая панорама охватывала 250 м²[3].