Севастополь (линкор)


«Севастополь» (в 1921—1943 году — «Парижская коммуна») — линкор-дредноут русского императорского Балтийского флота и РККФ. Головной корабль одноимённого типа. Участвовал в Первой мировой войне, Гражданской войне в России. В 1929 году был переведён на Черноморский флот. Участвовал в Великой Отечественной войне, обороне Севастополя.

Строительство четырёх дредноутов для Балтийского флота Российской империи являлось основным элементом принятой в 1907 году Малой судостроительной программы[2]. В 1908 году несмотря на противодействие Государственной думы решение о выделении финансирования на строительство этих кораблей было получено П.А. Столыпиным через Государственный совет, после чего ориентировочным сроком их закладки на казённых Балтийском и Адмиралтейском заводах был назначен май 1909 года[3]. Поскольку эти дредноуты должны были стать первыми кораблями своего класса, произведёнными в Российской империи, то Балтийскому заводу, которому было поручено строительство двух кораблей, получивших имена «Севастополь» и «Петропавловск», было выделено 1 млн. 393 тысячи рублей для проведения собственной модернизации (например, требовалось расширение эллингов, которые были короче на 40 м, чем требовалось для строительства новых линкоров)[4]. Также были выделены средства для переоборудования Ижорского и Обуховского заводов, которые планировалось использовать для производства корабельной артиллерии и брони для новых линкоров[5]. В итоге, церемония торжественной закладки всех четырёх дредноутов состоялась 3 июня 1909 года в присутствии товарища морского министра И. К. Григоровича[6], однако фактические работы по строительству были начаты лишь в сентябре—октябре того же года[7]. Главным строителем «Севастополя» был назначен подполковник Н.Н. Кутейников[6].

Всего за год работ оказалось, что выделенные на каждый из линкоров 37 миллионов рублей недостаточны для завершения строительства, и концу 1910 года готовность «Севастополя» и «Петропавловска» была около 40—45%, без учёты брони и оборудования[6], что поставило вопрос о новом ассигновании[7]. После нескольких комиссий, увольнений и реогранизаций в Морском министерстве[8] законопроект о выделении дополнительных 119,6 млн рублей на достройку кораблей был одобрен Государственной думой, а 19 мая 1911 года — подписан императором[7]. 16 июня того же года после монтирования палубной брони, гребных винтов и 10% судовых систем «Севастополь» был торжественно спущен на воду, став таким образом первым дредноутом императорского флота[9].