Пауэлл, Майкл (кинорежиссёр)


Майкл Па́уэлл (англ. Michael Powell; 30 сентября 1905, Бексбурн, графство Кент, Великобритания — 19 февраля 1990) — британский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, снявший более 60 фильмов, наиболее значительные из которых — совместно с Эмерихом Прессбургером. По названию основанной ими студии The Archers Пауэлла и Прессбургера прозвали Лучниками.

Родился в семье фермера. В юности влюбился в кино, оставил работу в банке ради того, чтобы мести полы и разносить провизию на съёмочной площадке. Помогал Хичкоку в работе над сценариями его первых фильмов, включая «Шантаж» (1929). В 1930-е годы начинает самостоятельно снимать малобюджетные триллеры и комедии.

В 1939 был нанят продюсером Александром Корда, который поручил ему «спасти» фильм «Шпион в чёрном», снимавшийся для двух звёзд — Конрада Фейдта и Валери Хобсон. На съёмочной площадке Пауэлл познакомился со сценаристом Эмерихом Прессбургером. Вскоре оба поняли, что, будучи полными противоположностями по личностным качествам, придерживаются сходных взглядов на киноискусство и прекрасно могут сработаться. После фильмов «Контрабанда» и «49-я параллель» решили выступать на равных правах как сценаристы, продюсеры и режиссёры под именем «Лучники». Они сняли 19 фильмов, многие из которых по сей день считаются классикой британского кино: «Один из наших самолётов не вернулся», «Жизнь и смерть полковника Блимпа», «Вопрос жизни и смерти», «Чёрный нарцисс», «Красные башмачки».

В начале 1950-х гг. фильмы Лучников выходят из моды. В 1956 г. творческий союз распадается. Грандиозный скандал, которым сопровождался выход новаторского фильма Пауэлла «Подглядывающий» (1960), фактически поставил крест на его кинокарьере.

Имена Пауэлла и Прессбургера помогли вернуть из забвения их голливудские поклонники — Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе[1]. В 1980-е гг. в крупнейших киноинститутах были организованы ретроспективы работ Лучников. Незадолго до смерти Пауэлл успел подготовить к печати обстоятельную автобиографию.

В списке ста лучших британских фильмов по версии Британского киноинститута Майклу Пауэллу принадлежит пять фильмов (больше — семь — лишь у Дэвида Лина)[2]. Дэйв Кер считает фильмы Лучников самыми значительными в истории английского кино[3]. Во время масштабного опроса кинокритиков журналом Sight & Sound (2012) чаще работ Пауэлла-Прессбургера называли только фильмы Р. Брессона[4]. Пауэлл помещён на 22-е место в списке самых выдающихся кинорежиссёров всех времён, по версии журнала Entertainment Weekly[5].