Фрэ́нсис Гэ́ри Па́уэрс[2] (англ. Francis Gary Powers; 17 августа 1929[1], Дженкинс[d], Кентукки — 1 августа 1977[1], Энсино, Калифорния) — американский лётчик, выполнявший разведывательные задания для ЦРУ[3].
Пилотируемый Пауэрсом самолёт-разведчик U-2 был сбит во время полёта над территорией СССР в районе Свердловска 1 мая 1960 года[4]. Пауэрс выжил, был приговорён советским судом за шпионаж к 10 годам лишения свободы. Наказание отбывал в тюрьме «Владимирский централ». Через полтора года был обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля, разоблачённого в США.
Родился в Дженкинсе, штат Кентукки, в семье шахтёра (позднее — сапожника). Окончил колледж Миллиган близ города Джонсон-Сити, штат Теннесси.
С мая 1950 года добровольно поступил на службу в американскую армию, обучался в школе военно-воздушных сил в городе Гринвилл, штат Миссисипи, а затем на военно-воздушной базе в окрестностях города Финикса, штат Аризона. Во время учёбы летал на самолётах Т-6 и Т-33, а также на F-80. После окончания школы служил лётчиком на различных военно-воздушных базах США, будучи в звании старшего лейтенанта. Летал на истребителе-бомбардировщике F-84. Он должен был участвовать в Корейской войне, однако перед отправкой на театр военных действий у него был обнаружен аппендицит, а после излечения Пауэрс был завербован ЦРУ как опытный лётчик и уже не попал в Корею.
В 1956 году в звании капитана покинул военно-воздушные силы и полностью перешёл на работу в ЦРУ, где его привлекли к программе высотных самолётов-разведчиков U-2. Как рассказал Пауэрс на следствии, за выполнение разведывательных заданий ему был установлен ежемесячный оклад в сумме 2500 долларов, тогда как в период службы в военно-воздушных силах США ему выплачивали 700 долларов в месяц.
После привлечения к сотрудничеству с американской разведкой был направлен для прохождения специальной подготовки на аэродром, расположенный в пустыне штата Невада. На этом аэродроме, являвшемся одновременно частью атомного полигона, Пауэрс в течение двух с половиной месяцев изучал самолёт U-2 и осваивал управление оборудованием, предназначенным для перехвата радиосигналов и сигналов радиолокационных станций. На самолётах этого типа совершал тренировочные полёты на большой высоте и на большие расстояния над Калифорнией, Техасом и северной частью США.
Экспозиция в Музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, посвящённая Пауэрсу