Пентатоника


Пентато́ника (от др.-греч. πέντε «пять» + τόνος «напряжение, натяжение; тон») — пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг), например, вверх по квинтам: до — соль — ре — ля — ми.

В отличие от диатонического, пентатонический звукоряд не содержит полутонов, отсюда его другое название — «ангемитоновый» (то есть «бесполутоновый», от греческой отрицательной приставки др.-греч. ἀν и др.-греч. ἡμιτόνιον — полутон). Для бесполутонового звукоряда в англоязычной науке используется термин «anhemitonic scale», в современной русской науке звукоряды такого типа зачастую обобщают термином «ангемитоника»[англ.][1][2].

Пентатоника — самодостаточная и полная интервальная система; ангемитоновый пятиступенный звукоряд не следует трактовать как диатонический с «пропущенными» ступенями. По той причине, что пентатонический звукоряд не посекундовый (не состоит из тонов и полутонов), применение школьной терминологии для обозначения ступенной величины интервалов («секунда», «терция», «кварта» и т. д.) составляет проблему. Например, назвать вторую ступень звукоряда № 3 (в нотном примере вверху) «секундой» (ввиду того, что это вторая ступень) означало бы запутать читателя, поскольку в данном звукоряде вторая ступень выше первой на малую терцию. Вместо «ступенной» терминологии предпочтительны термины, обозначающие «абсолютную» величину (интервальный объём) — по образцу древнегреческой гармоники, например, вместо «терция» — полудитон (или «гемидитон») и т. п. Латинские термины «секунда», «терция» и прочие сформировались в европейском Средневековье для обозначения ступеней диатонического тоно-полутонового звукоряда, обычно подразумевался отсчёт снизу вверх, например, secunda [vox] означал второй снизу звук, вторая снизу ступень диатонического звукоряда.

Ангемитоновая пентатоника может быть неполной, или «олиготоновой» (греч. ὀλίγος; недостаточный, малочисленный), главным образом, в виде трёх- или четырёхзвучных звукорядов (иногда трёхзвучные интервальные системы называют «тритоникой», четырёхзвуные «тетратоникой»). Ангемитоновые олиготоники относят к пентатонике условно, так как они не образуют пятиступенных систем и, таким образом, противоречат определению.

Опора на первичные (кварто-квинтовые) отношения звуков свидетельствует о древности пентатоники. Она лежит в основе традиционной («народной») музыки китайцев, вьетнамцев, монголов, тюркских народов (татар, башкир, чувашей и др.). Музыка народов Анд основана преимущественно на пентатонике. Пентатоника также встречается в музыкальном фольклоре Европы и в древнейших пластах русской народной песни (особенно в так называемых календарных обрядовых песнях).