Первое фатимидское вторжение в Египет


Первое фатимидское вторжение в Египет — вооружённый конфликт между исмаилитским Фатимидским халифатом и суннитским Аббасидским халифатом.

Фатимидской экспедицией на восток, которая началась 24 января 914 года, командовал берберский военачальник Хабаса ибн Юсуф. Ему удалось подчинить себе города на ливийском побережье между Ифрикией и Египтом и захватить Александрию. Затем сюда прибыл наследник Фатимидского халифата Мухаммад аль-Каим Биамриллах, который возглавил кампанию. Попытки завоевать столицу Египта Фустат потерпели неудачу: войска Аббасидов дважды разбили армию противника. Прибытие их подкреплений под командованием Му’ниса ал-Хадима[англ.] из Сирии[англ.] и Ирака обрекло вторжение на провал, и аль-Каим Биамриллах и остатки его армии покинули Александрию и вернулись в Ифрикию в мае 915 года. Однако эта неудача не помешала Фатимидам предпринять ещё одну неудачную попытку захватить Египет четыре года спустя. Только в 969 году Фатимиды завоевали страну и сделали её центром своей империи, возведя новую столицу, Каир.

Наиболее подробное описание войны составил исмаилитский (и, соответственно, являвшийся сторонником Фатимидов) йеменский даи и арабский писатель-историк XV века Идрис Имад ад-Дин[англ.]. С противоположной стороны войну описывали Ибн Джарир ат-Табари и аль-Кинди, однако не столь детально[3].

Династия Фатимидов пришла к власти в Ифрикии[~ 1] в 909 году. За несколько лет до этого они покинули свой дом в Сирии и направились в Магриб. К тому времени их даи достигли значительных успехов в обращении местных берберских племён Кутама[англ.] в шиитский ислам[5]. Однако влияние династии оставалось скрыто как от самих берберов, так и от правящей регионом династии Аглабидов. Лишь когда исмаилитский миссионер Абу Абдаллах аш-Ши’и[англ.] смог призвать берберские племена к свержению последней, лидер Фатимидов раскрылся и объявил себя халифом и махди с именем Убайдаллах аль-Махди[6]. В отличие от своих предшественников, которые были не против оставаться региональной династией на западных окраинах Аббасидского халифата, Фатимиды придерживались экуменических претензий, заявляя о своём происхождении от Фатимы аз-Захры, дочери исламского пророка Мухаммеда и супруги Али ибн Абу Талиба, четвёртого правителя Праведного халифата, о претензиях на власть над всей мусульманской общиной, а также называли себя единственными законными преемниками Мухаммеда. Одновременно они были лидерами течения шиитов-исмаилитов, последователи которого считали их имамами, наместниками Аллаха на земле[7].